Зоологи обнаружили простой способ снизить количество конфликтов между фермерами и гепардами, которые иногда воруют телят. Оказалось, что на территориях этих кошек есть так называемые «узлы связи», где они проводят больше половины времени и где размещаются деревья, термитники и камни, используемые для запаховых меток. Избегая пасти племенные стада коров рядом с такими участками, фермеры из Намибии смогли сократить потери скота на 86 процентов. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences.
Люди регулярно конфликтуют с дикими хищными млекопитающими из-за того, что те охотятся на скот. Обычно подобные ситуации заканчиваются гибелью хищников, что наносит серьезный урон их популяциям. Сильнее всего это сказывается на редких видах. В попытке сгладить противоречия между человеком и дикими животными специалисты по охране природы применяют разные подходы, от строительства электрических изгородей до компенсаций фермерам, потерявшим скот. К сожалению, работают они далеко не всегда.
Команда исследователей во главе с Йергом Мельцхаймером (Joerg Melzheimer) из Института зоологии и дикой природы Ассоциации Лейбница решила разобраться, можно ли снизить число конфликтов с участием хищников, основываясь на данных об их перемещениях. В центре внимания ученых оказались гепарды (Acinonyx jubatus). В мире сохранилось всего около семи тысяч особей этого вида, причем многие из них живут на сельскохозяйственных землях, где периодически охотятся на телят. В ответ на это фермеры убивают гепардов, сокращая и без того уменьшающуюся популяцию.
Взрослые самцы гепардов, поодиночке или объединившись в коалицию из нескольких особей, живут на постоянных территориях относительно небольшой площади, а молодые самцы вынуждены кочевать, ожидая появления вакантного участка после смерти его владельца или пытаясь отбить его силой. Исследователи предположили, что, поскольку территории самцов обеспечивают доступ к ценным ресурсам (например, участкам самок), их границы должны оставаться стабильными независимо от того, какая особь ими владеет. Таким образом, учитывая, что участки гепардов распределены относительно равномерно, некоторые фермы должны страдать от нападений диких кошек сильнее, чем другие.
Чтобы доказать данную гипотезу, исследователи пометили GPS-передатчиками 106 гепардов, обитающих на сельхозугодьях в Центральной Намибии, и отследили их перемещения в период с 2007 по 2018 год. На исследованной территории расположено около тысячи ферм, а также обычны дикие травоядные, включая несколько видов антилоп.
Анализ полученных данных позволил выделить двадцать восемь участков средней площадью 41,3 квадратных километра, удерживаемых взрослыми самцами и равномерно распределенных по местности. Их границы не соприкасались, а местность между ними использовалась самками или служила для перемещений бродячих особей.
За время исследования на семи участках сменились владельцы. Среднее перекрытие используемых территорий при этом составило 71 процент., что подтверждает идею о стабильности границ участков. При этом новые владельцы использовали те же деревья, а также термитники и камни для запаховых меток, что и их предшественники (самцы орошают их мочой и фекалиями, а также оставляют следы когтей).
Внутри каждой территории авторы выделили «узлы связи», в которых самцы-владельцы проводили более 50 процентов времени. Именно здесь располагались деревья и другие объекты для запаховых меток. Интересно, что молодые особи без собственных участков также часто посещали «узлы связи», тратя на это в среднем 23,5 процента времени. Иными словами, данные участки особенно привлекают гепардов.
Мельцхаймер и его коллеги обнаружили, что гепарды намного чаще убивали телят на фермах, границы которых пересекались с «узлами связи». В среднем потери на таких фермах составили 15,3 животного за год. Это соответствует убытку в 5250 долларов. Когда скотоводы по совету исследователей переместили племенные стада подальше от границ известных «узлов связи», потери телят на тех фермах, где велся количественный учет, уменьшились в среднем на 86 процентов. Среди владельцев еще 25 ферм, где такой учет не проводили, 23 также сообщили, что отказ пасти племенные стада рядом с «узлами связи» гепардов помог сократить гибель телят по вине гепардов. Интересно, что «узлы связи» гепардов не сместились вслед за скотом, что дополнительной указывает на их стабильность.
По словам ученых, потери скота среди фермеров, принявших участие в эксперименте, оставались низкими на протяжении по крайней мере нескольких лет. Это указывает, во-первых, что не существует «проблемных» гепардов, которые предпочитают охотиться на телят вместо диких копытных, а есть неудачно расположенные фермы; а во-вторых, что избегание «узлов связи» может снизить число конфликтов между этими кошками и человеком. Хотя в данном исследовании авторы определяли границы таких «узлов» с помощью спутниковых передатчиков, обнаружить их можно намного проще: найдя дерево для запаховых меток со следами когтей гепардов.
Возможно, аналогичный подход поможет сократить потери фермеров и число случаев убийства ими гепардов и в других частях Африки. Кроме того, он теоретически подходит и для некоторых других хищников, например, бурых медведей и волков. Хотя их территории организованы иначе, чем у гепардов, в них тоже есть участки, особенно опасные для скота.
Как показало недавнее исследование, опасными для скота могут быть не только хищники, но и травоядные. Четверть опрошенных в Мьянме и Кении фермеров сталкивалась со слонами, убивающими домашних животных, а австралийские фермеры сообщили о трети ягнят, которых в отдельные годы убивали одичавшие свиньи. При этом слоны на скот нападают случайно, а вот кабаны — охотятся.
Сергей Коленов