Колонизация островов Сен-Пьер и Микелон привела к упадку колонии качурок

После появления постоянного человеческого поселения на острове Сен-Пьер у берегов Канады численность колонии северных качурок на соседнем островке Гран-Коломбье сократилась до 16 процентов от потенциально возможной. К такому выводу пришла команда исследователей, изучив палеолимнологические данные за последние 5800 лет. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, полученные результаты помогут разработать более эффективные меры по охране северных качурок, которые в последние десятилетия переживают спад численности.

Морские птицы считаются одной из самых уязвимых групп диких животных. По некоторым оценкам, начиная с 1950 годов их популяции сократились на 70 процентов. Основными причинами плачевного положения птиц считаются беспокойство со стороны человека, чрезмерный вылов рыбы и распространение инвазивных млекопитающих, таких как крысы и мыши. В последние годы к ним добавилась новая серьезная угроза — изменения климата, нарушающие пищевые цепи океана.

К сожалению, у орнитологов нет данных о долгосрочной динамике численности большинства видов морских птиц, особенно в период до начала индустриального освоения природы. Это серьезно осложняет попытки смоделировать их возможное будущее и разработать меры по их охране.

Исследователи во главе с Мэтью Дудой (Matthew P. Duda) из Университета Куинс попытались исправить эту ситуацию, реконструировав историю конкретной колонии морских птиц. В центре их внимания оказалось крупное гнездовое поселение северных качурок (Oceanodroma leucorhoa) общей численностью более ста тысяч особей, расположенное на островке Гран-Коломбье у побережья островов Сен-Пьер и Микелон (заморское сообщество Франции на северо-восточном побережье Северной Америки). Хотя этот вид из отряда буревестникообразных (Procellariiformes) широко распространен на севере Атлантики и Тихого океана, в последние десятилетия его численность снижается, так что он получил статус уязвимого. При этом колония на Гран-Коломбье кажется стабильной, что делает ее особенно важной для сохранения северных качурок.

Чтобы понять, как на протяжении тысячелетий менялась численность качурок, гнездящихся на Гран-Коломбье, авторы обратились к методам палеолимнологии. Они взяли пробы донных отложений из небольшого пруда, единственного стоячего водоема на островке. Кроме того, три дополнительных образца были отобраны в водоемах на соседнем острове Сен-Пьер, где нет колоний морских птиц.

Исследователей интересовали пять маркеров, связанных с жизнедеятельностью качурок: концентрация изотопов азота (15N; его доля в помете морских птиц повышена) и углерода (13C; его соотношение к 12С повышается, когда поступающее из колоний гуано стимулирует рост С3-фотосинтезирующих растений); видовой состав диатомей из класса Bacillariophyceae и личинок комаров-звонцов (Chironomidae) (представители обеих групп чуток реагируют на изменения в экосистемах), а также концентрация кадмия и цинка (обычно они встречаются в пресных водоемах в следовых количествах, но могут накапливаться за счет поступлений от морских птиц).

Исследование позволило восстановить историю Гран-Коломбье на 5800 лет назад, когда на островке сформировался пруд. Оказалось, что на протяжении последних тысячелетий здесь существовала очень крупная колония северных качурок, намного более многочисленная, чем сегодня. На это указывает повышенная концентрация 15N, 13С, кадмия и цинка, а также состав диатомей и личинок комаров, в котором преобладают виды, приспособленные к эвтрофицированной, то есть богатой биогенными элементами, среде. При этом колония регулярно переживала колебания численности с пиками около 2700 и 740 лет назад.

Все изменилось в начале XIX века, когда на острове Сен-Пьер было основано постоянное французское поселение (это произошло в 1816 году, а до этого люди жили здесь лишь временно). Появление людей привело к стремительному падению численности качурок. Им не удалось оправиться от этого удара до сих пор: по расчетам авторов, гнездовая емкость колонии на Гран-Коломбье составляет 1,29 миллиона пар, однако в 2011 году, когда проводилась последняя оценка ее численности, здесь жило всего двести тысяч пар, то есть около 16 процентов от потенциального обилия. Так мало качурок на островке жило лишь около 5800 лет назад.

Поскольку на качурок не охотились, авторы предполагают, что основной урон им нанесли вызванные человеком изменения в экосистеме островов и окружающих их морских вод, а также появление завезенных хищников, например, крыс (впрочем, сегодня их на Гран-Коломбье нет). Интересно, что в тот же период, когда колония северных качурок на Гран-Коломбье переживала упадок, колония на необитаемом острове Баккалье у побережья Ньюфаундленда, наоборот, росла: это подтверждает, что основной причиной сокращения численности птиц были люди, а не факторы окружающей среды.

Дуда и его коллеги отмечают, что собранные ими данные меняют представления о мерах, необходимых для защиты северных качурок. Раньше считалось, что колония на Грань-Коломбье стабильна и не требует специальной охраны, однако с учетом того, что ее численность составляет лишь 16 процентов от потенциально возможной, эти представления следует пересмотреть. Авторы полагают, что остановить сокращение численности северных качурок может лишь снижение антропогенного воздействия на уязвимые острова, а также восстановление колоний, пострадавших от человека и завезенных видов.

Северная качурка — один из многих видов морских птиц, получивших от людей своеобразные имена. Названия некоторых других видов и вовсе звучат как ругательства — возможно, потому что их давали моряки. Больше узнать об этом вы можете из нашего теста «Ну что ты, глупыш»