Компания Varjo представила шлем смешанной реальности XR-3 с необычной оптической системой с двумя дисплеями у каждого глаза: один отображает изображение в большом поле зрения, а второй только в центральной части, но с гораздо большей плотностью пикселей. Кроме того, у устройства есть камеры и лидар, благодаря чему оно может работать как шлем дополненной реальности, выводя на экраны изображение с камер с наложенными виртуальными объектами.
На сегодняшний день есть два классических типа устройств для отображения виртуальных объектов прямо перед глазами: шлемы виртуальной реальности, показывающие только виртуальный мир, и шлемы или очки дополненной реальности, накладывающие виртуальные объекты на реальные. Но с развитием технологий появился третий тип устройств — VR-шлемы, способные «пропускать» реальный мир через корпус. Они захватывают изображение реального мира перед пользователем при помощи камер и сразу же выводят его на дисплеи. Это позволяет человеку видеть обстановку вокруг себя и, например, не врезаться в предметы в комнате при ходьбе с надетым шлемом.
Шлемы текущего поколения смешивают виртуальные объекты с реальным миром, строя карту помещения на основе видео с нескольких камер на корпусе. Varjo представила шлем, в котором для создания точных карт используется лидар и камеры. Шлем в реальном времени объединяет данные с них и создает карту глубины для окружающего пространства, позволяющую точно привязывать виртуальные объекты к реальным без их смещения со временем.
Главная особенность шлема — необычная дисплейная система, которая ранее уже применялась в предыдущей версии, но в новой была доработана. По своей работе она напоминает работу человеческого фовеального зрения: у нас широкое поле зрения, но четко мы видим лишь в небольшой центральной области. Для этого перед каждым глазом есть два изображения с двух отдельных дисплеев. Большой дисплей прямо перед глазами имеет разрешение 2880 × 2720 пикселей и охватывает область зрения шириной 115 градусов. В центре своего поля зрения человек видит как изображение с большой матрицы, так и наложенное на него изображение шириной в 27 градусов и разрешением 1920 × 1920 пикселей. Частота работы дисплеев составляет 90 герц.
Поскольку взгляд пользователя в шлеме постоянно меняет направление, область показа плотного изображения с небольшого дисплея необходимо постоянно менять. В новом устройстве это сделано благодаря тому, что сам дисплей находится внизу перпендикулярно направлению взгляда, а над ним есть подвижная полупрозрачная пластина, управляющая тем, куда отражается изображение с дисплея. Информацию о взгляде шлем получает с айтрекеров внутри корпуса, которые работают с частотой 200 герц.
Также у шлема есть встроенная оптическая система отслеживания положения рук от Leap Motion. Она позволяет взаимодействовать с виртуальными предметами без контроллеров. Из-за множества датчиков и компонентов шлем имеет довольно большой вес: 594 грамм без учета ремешка и почти килограмм вместе с ним. Стоимость шлема составляет 5495 долларов. Также часть функций работает по подписке ценой в 1495 долларов в год. Продажи шлема начнутся в начале 2021 года.
Двойная система вывода изображения также используется в прототипе NVIDIA, представленном в 2019 году, но он представляет собой AR-шлем, поэтому разработчикам пришлось сделать обе оптические системы полупрозрачными.
Григорий Копиев
Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью
Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.