Астрономы открыли первого кандидата в магнитары, входящего в гамма-двойную систему — это компактный объект в составе LS 5039. Это позволяет объяснить эффективный механизм ускорения частиц в системе, который является результатом взаимодействия звездных ветров массивной звезды и магнитосферы нейтронной звезды. Статья опубликована в журнале Physical Review Letters.
Гамма-двойные системы (gamma-ray binaries) — редкий класс астрономических объектов, открытых всего 16 лет назад, после появления новых инструментов наблюдения за небом. Они состоят из массивной звезды и компактного объекта, и при наблюдениях в оптическом диапазоне мало чем отличаются от других двойных систем, содержащих массивные звезды. Однако если наблюдения проводятся в рентгеновском или гамма-диапазонах, то такие системы оказываются яркими источниками периодического излучения с энергиями квантов от нескольких мегаэлектронвольт до тераэлектронвольт. На сегодняшний день известно всего около десяти гамма-двойных систем, предполагается, что в Млечном Пути их может быть несколько сотен штук. Механизмы ускорения частиц в подобных объектах считаются одними из самых эффективных во Вселенной, однако крайне плохо изучены.
LS 5039, находящаяся в созвездии Щита на расстоянии 8,2 тысяч световых лет от Солнца, считается самой яркой из известных гамма-двойных систем в Млечном Пути и состоит из звезды спектрального класса O, с массой 23 массы Солнца, и компактного объекта, природа которого до сих пор неясна. Наблюдения за этой системой показали, что частицы в ней ускоряются до десятков тераэлектронвольт за несколько секунд, при этом полученные данные плохо подходят под сценарий аккреции вещества звезды на нейтронную звезду. Существует гипотеза о том, что ускорение частиц происходит в ударных волнах, возникающих при столкновении потоков частиц от пульсара со звездными ветрами голубого гиганта, однако и она не может описать все особенности спектра излучения системы.
Группа астрономов во главе с Хироки Йонедой (Hiroki Yoneda) из Токийского университета решила выяснить, какой именно компактный объект входит в LS 5039. Для этой цели они проанализировали данные наблюдений за системой, проведенные в 2007 и 2016 годах в жестком рентгеновском диапазоне (энергия квантов от 10 до 30 килоэлектронвольт) при помощи космических телескопов Suzaku и NuSTAR.
Оказалось, что поток жесткого рентгеновского излучения от системы изменяется с периодом 9 секунд, который увеличивается на 0,0001 секунды каждый год. Это означает, что масса компактного объекта в LS 5039 ограничена диапазоном 1,23–2,35 масс Солнца и он представляет собой вращающуюся нейтронную звезду, а не черную дыру. Проведенные по данным наблюдений расчеты показали, что нейтронная звезда должна обладать мощным магнитным полем с напряженностью 1010 тесла, что относит ее к категории магнитаров. Таким образом, LS 5039 стала первой двойной системой, содержащей кандидата в магнитары, а ускорение частиц в ней, как считают ученые, происходит в результате взаимодействия между плотными звездными ветрами от массивной звезды и сверхсильными магнитными полями нейтронной звезды. Дальнейшие наблюдения должны помочь более точно определить массу нейтронной звезды в системе.
Ранее мы рассказывали о том, как астрономы выяснили, что первый известный быстрый радиовсплеск в Млечном Пути мог возникнуть внутри магнитосферы магнитара.
Александр Войтюк
Также «Джеймс Уэбб» подтвердил открытие двух новых далеких галактик
Астрономы при помощи инфракрасной космической обсерватории «Джеймс Уэбб» опровергли существование одного из ранее открытых кандидатов в самую далекую галактику — им оказалась запыленная и более близкая к нам галактика. Кроме того, ученым также удалось подтвердить открытия двух очень далеких галактик. Статья опубликована в журнале Nature. Одним из основных направлений работы «Джеймса Уэбба» стал поиск и исследование далеких галактик, особенно тех, которые существовали в первый миллиард лет после Большого Взрыва. К настоящему моменту обнаружен целый ряд кандидатов в самые далекие галактики, однако измеренные фотометрические красные смещения галактик необходимо подтвердить при помощи спектроскопии. Группа астрономов во главе с Пабло Аррабалем Аро (Pablo Arrabal Haro) из Национальной исследовательской лаборатории оптики и инфракрасной астрономии Национального научного фонда представила результаты спектроскопических наблюдений при помощи прибора NIRSpec «Джеймса Уэбба» за тремя кандидатами в очень далекие галактики, первоначально найденными в рамках обзора CEERS по фотометрическим данным «Джеймса Уэбба». Открытия двух кандидатов в далекие галактики удалось подтвердить. Объект CEERS2_5429, обнаруженный в июле прошлого года, получил тогда прозвище «Галактика Мэйси», в честь того, что открытие было сделано в день рождения дочери основного автора работы. Определенное спектроскопически красное смещение галактики составило z = 11,44, что меньше, чем первоначальная фотометрическая оценка. Это означает, что галактика существовала спустя 390 миллионов лет после Большого взрыва. Второй подтвержденный кандидат имеет обозначение CEERS2_588, текущее значение красного смещения для него составляет 11,043. Обе галактики обладают звездными массами 108,6-8,7 масс Солнца и демонстрируют низкое поглощение излучения пылью и очень высокие темпы звездообразования. Что касается третьего объекта CEERS-93316, открытого в августе прошлого года, то ученые лишили его звания кандидата в древнейшую известную галактику, которое он получил из-за начальной оценки фотометрического красного смещения z=16,6. Спектроскопически измеренное значение красного смещения составляет z=4,912, что означает, что галактика существовала через примерно миллиард лет после Большого взрыва. По мнению ученых ошибка возникла из-за запыленности галактики и особенностей излучения межзвездной среды в ней, где идет звездообразование. Звание самой далекой галактики продолжает удерживать галактика JADES-GS-z13-0, которую тоже отыскал «Джеймс Уэбб».