Завезенных в Австралию ос назвали угрозой безопасности авиаперелетов

Одиночные осы Pachodynerus nasidens, завезенные в Австралию из Латинской Америки, оказались угрозой для самолетов. Исследование в Брисбенском аэропорту показало, что насекомые активно строят гнезда в приемниках воздушного давления на фюзеляже, что может привести к катастрофе. В статье для журнала PLoS ONE авторы советуют тщательнее отслеживать популяцию ос на восточном побережье Австралии и по возможности полностью ее уничтожить.

Дикие животные, в первую очередь птицы, нередко создают проблемы для авиации. Например, только в США ежегодно происходит более шестнадцати тысяч столкновений самолетов с птицами. Порой такие инциденты приводят к повреждению техники и даже авиакатастрофам.

Угрожать безопасности перелетов могут и намного более мелкие существа. Например, приемники воздушного давления, которые размещаются на фюзеляже кабины и используются для измерения скорости полета, уязвимы перед насекомыми. Если они забьют трубки Пито, входящие в состав датчиков, пилоты не смогут оценить скорость взлета или посадки, что чревато катастрофой. Считается, что в аварии самолета Boeing 757, которая произошла в феврале 1996 года в Доминиканской Республике и унесла жизни 189 человек, виновата оса из семейства Sphecidae, которая построила гнездо из глины в одной из трубок Пито.

Команда исследователей во главе с Аланом Хаусом (Alan P.N. House) из компании Eco Logical Australia решила выяснить, насколько опасны для авиации одиночные осы Pachodynerus nasidens, которые строят гнезда из земли и глины (в них размещаются яйца и корм для будущих личинок) и нередко занимают для этого различные полости, как естественные, так и искусственные — например, оконные щели, розетки или замочные скважины. Родина этого вида — Центральная и Южная Америка, но благодаря человеку он проник в США и на острова Тихого океана, а с 2012 года поселился в окрестностях аэропорта австралийского Брисбена.

До сих пор не существовало прямых доказательств, что P. nasidens строят гнезда в трубках Пито. Тем не менее, вероятность этого была высока, на что указывают участившиеся случаи отказа приемников воздушного давления у самолетов в Брисбенском аэропорту. Только с ноября 2013 по апрель 2019 года было зафиксировано 26 подобных инцидентов, причем в ходе расследования некоторых из них внутри трубок Пито был обнаружен материал, используемый осами при строительств гнезд.

Хаус и его соавторы напечатали на трехмерном принтере копии шести моделей трубок Пито (включая те, которые используются в Boeing 737, а также Airbus A320 и A330) и в период с февраля 2016 по апрель 2019 года установили их на территории Брисбенского аэропорта (как в терминалах, так и вдали от самолетов). Трубки разместили на белых стальных листах и подняли на ту же высоту, на какой находятся датчики у настоящих самолетов. В зависимости от сезона, исследователи проверяли наличие осиных гнезд раз в неделю или месяц. Заполненные трубки забирали в лабораторию, где дожидались вылупления взрослых насекомых и определяли их видовую принадлежность.

За 39 месяцев специалисты отметили 93 случая полной блокировки трубок Пито осиными гнездами, первые из которых произошли всего через две недели после начала эксперимента. Все найденные гнезда принадлежали исключительно P. nasidens. Из 37 из них вылупились взрослые особи. Интересно, что в одном гнезде авторы нашли пять паразитоидных ос-блестянок Chrysis lincea, паразитировавших на личинках P. nasidens.

96 процентов гнезд P. nasidens построили с ноября по май, причем при высокой среднемесячной температуре их гнездовая активность росла (p = 0,01). При этом наиболее охотно осы использовали трубки с диаметром более 2,5 миллиметра, расположенные поблизости от участков с естественной травянистой растительностью.

Полученные данные демонстрируют, что P. nasidens отлично прижились в окрестностях аэропорта Брисбена и активно используют приемники воздушного давления самолетов для строительства гнезд. Это повышает риск авиационных катастроф. Авторы призывают тщательно отслеживать распространение вида по восточному побережью Австралии, а также разработать меры по контролю популяции или ее полному искоренению. А для защиты самолетов от ос они рекомендуют устанавливать в аэропортах ловушки для насекомых и закрывать трубки Пито после приземления.

Недавно исследователи из Нидерландов разработали прототип инструмента, предназначенного для малоинвазивного извлечения биологических тканей из организма. Он имитирует работу яйцеклада наездников и представляет собой шесть стальных лезвий, кольцеобразно расположенных внутри полой металлической трубки.

Ядерные испытания и авария в Чернобыле сделали баварских кабанов радиоактивными