Индийская компания HAL завершила доработку двух летных образцов перспективного учебного реактивного самолета HJT-36 Sitara. Как пишет Flightglobal, благодаря проведенным доработкам самолет сможет выполнять сложные пилотажные фигуры, в первую очередь, «бочку». Первые летные испытания модифицированных самолетов уже состоялись.
Разработка индийского учебного самолета HJT-36 с переменным успехом ведется с 1997 года. Самолет создается в рамках программы по снижению зависимости индийских вооруженных сил от импортных вооружений и военной техники. Первый полет HJT-36 состоялся в 2003 году. В 2014 году специалисты выявили значительный перевес самолета и обратились к нескольким иностранным компаниям с просьбой о помощи в снижении массы самолета.
В 2016 году во время летных испытаний на маневренность были обнаружены некоторые неполадки в управлении HJT-36. В частности, выяснилось, что после выполнения «бочки» летчикам было крайне сложно восстановить нормальное управление самолетом. После обнаружения этой недоработки проект HJT-36 был заморожен; его возобновили только в 2019 году.
На доработанных самолетах специалисты HAL немного сдвинули вертикальный стабилизатор назад, увеличили площадь поверхности руля направления, а также установили небольшие парашюты, призванные прервать вращение самолета вокруг продольной оси в случае, если летчикам не удастся восстановить управление. Во время первых летных испытаний модифицированных самолетов, они выполнили одно вращение на левый борт и одно — на правый. Испытания признаны успешными.
HJT-36 имеет в длину 11 метров и размах крыла 10 метров. Максимальная взлетная масса самолета составляет 5,4 тонны. Учебный самолет способен развивать скорость до 750 километров в час и выполнять полеты на расстояние до одной тысячи километров. HJT-36 оснащен пятью точками подвески для подвесного вооружения массой до одной тонны.
Помимо HJT-36 в Индии в настоящее время ведется разработка учебного самолета HTT-40 начальной летной подготовки. Этот самолет проходит летные испытания с 2016 года.
Василий Сычёв