Китай запустил станцию для доставки лунного грунта на Землю

Тяжелая ракета-носитель «Чанчжэн-5» успешно стартовала с космодрома Вэньчан с новой китайской лунной автоматической станцией «Чанъэ-5», которая должна доставить на Землю пробу грунта из вулканического района в Океане Бурь. Трансляция запуска велась на Youtube.

«Чанъэ-5» стал новым этапом китайской лунной программы, в рамках которого автоматическая станция должна совершить посадку на поверхность естественного спутника Земли, получить пробу грунта и доставить ее на Землю. В целом задачи миссии похожи на цели советской автоматической станции «Луна-24». Местом посадки был выбран участок, вблизи 70-километрового вулкана Пик Рюмкера, расположенного в Океане Бурь в северо-западной части видимой стороны Луны, это позволит получить образец грунта возрастом всего 1,2 миллиарда лет, что намного моложе образцов, доставленных на Землю астронавтами в ходе программы «Аполлон». Это позволит узнать больше об эволюции и происхождении Луны и Земли.

Всего в миссии участвуют четыре модуля, их общая масса составляет около 8 тонн. Перелет от околоземной орбиты к окололунной и обратно обеспечит служебный модуль. После выхода на окололунную орбиту от служебного модуля отделится спускаемый модуль, который оснащен камерами, спектрометром, буром и манипулятором и способен получить пробу грунта с глубины до двух метров, общей массой до двух килограммов.

Сама высадка на Луну состоится в начале лунного дня. Затем проба грунта будет перемещена во взлетный модуль, который выйдет на окололунную орбиту, где состыкуется со служебным модулем. После этого образцы грунта будут помещены в возвращаемую капсулу. Затем служебный модуль совершит перелет к Земле и, оказавшись на расстоянии 5 тысяч километров от планеты, сбросит в атмосферу капсулу, которая должна мягко приземлиться на парашютах.

Если «Чанъэ-5» выполнит все поставленные задачи, то Китай станет третьей страной, доставившей пробу лунного грунта на Землю, а следующий в серии аппарат «Чанъэ-6» попробует собрать образцы грунта уже из полярной области Луны.

Подробнее о том, как КНР намерено исследовать Солнечную систему, читайте в нашем материале «Красный космос».

«Луна-25» не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту