Австралийских пчел застали за ночным кормлением

Некоторые австралийские пчелы предпочитают кормиться в сумерках и по ночам. К такому выводу пришла команда исследователей, проанализировав суточную активность этих насекомых. Как отмечается в статье для журнала The Journal of Hymenoptera Research, ранее у специалистов не было твердых доказательств, что какие-либо из австралийских видов пчел опыляют растения при низкой освещенности.

Привычные нам медоносные пчелы (Apis mellifera) опыляют цветы при свете дня, а в темное время суток спят. Однако среди их многочисленных родственников есть виды, которые приспособились к сумеречной и даже ночной активности. К сожалению, о поведении большинства из них ученым приходится судить по косвенным признакам, таким как наличие крупных глаз или слабая пигментация. Достоверные наблюдения за кормлением в ночное время доступны лишь для отдельных видов.

Команда исследователей во главе с Джеймсом Дори (James B. Dorey) из Университета Флиндерса решила подробнее изучить суточную активность четырех видов австралийских пчел: Reepenia bituberculata из семейства Halictidae, а также Meroglossa eucalypti, M. gemmata и M. impressifrons penetrata. Их всех подозревали в ночном кормлении, однако твердых доказательств у этих предположений до сих пор не было.

В ноябре 2019 и феврале 2020 года ученые провели наблюдения за насекомыми, которые в течение нескольких суток посещали цветы пальм Dypsis lutescens и Licuala ramsay, а также кайяпутового дерева (Melaleuca leucadendra).Так они выяснили, что R. bituberculata чаще всего прилетают кормиться в вечерних (с восемнадцати до девятнадцати часов) и утренних (с пяти до шести часов) сумерках. В дневное время ни одной пчелы этого вида на цветах отмечено не было — в отличие от многочисленных пчел других видов. Пчелы из рода Meroglossa появлялись на цветах лишь в вечерние часы, с 19-45 по 19-59. Помимо этого, исследователи отметили в часы со слабой освещенностью еще 14 видов, из которых подобное поведение ранее фиксировались только для двух.

Сопоставив полученные данные с информацией о морфологии разных видов пчел, авторы нашли надежные признаки, указывающие на ночной образ жизни этих насекомых. Виды, приспособленные к кормлению по ночам, как правило, отличаются средним или крупным размером тела, крупными относительно размера тела глазами и меньшей плотностью глазков-омматидиев. По мнению исследователей, крупные пчелы преадаптированы к ночному образу жизни, поскольку им проще обеспечивать терморегуляцию при низких температурах. Кроме того, у них меньше физиологических ограничений на размер глаз. Пчелы, которые лишь время от времени кормятся при низкой освещенности, отличаются от ночных сородичей более мелкими размерами, а от строго дневных — крупными глазами. При этом слабая пигментация, которая прежде считалась признаком ночного образа жизни у пчел, встречается у видов с разной суточной активностью.

Авторы подчеркивают, что для полноценного изучения видового разнообразия пчел необходимо учитывать и тех из них, что активны в сумерках и по ночам. Хотя вклад ночных пчел в опыление пока не оценен, существуют данные, что некоторые виды растений полагаются именно на этих насекомых.

Хотя мы лучше всего знакомы с медоносными пчелами, в мире существуют тысячи других видов этих насекомых. Некоторые из них отличаются необычным обликом или поведением. Например, самая крупная в мире пчела, гигантская пчела Уолллеса, обитает на Молуккских островах. На протяжении нескольких десятилетий ее считали вымершей, но в прошлом году переоткрыли в дикой природе.

Какаду-барабанщики проявили личные предпочтения при создании музыкальных инструментов