Европейские ученые установили состав черных и красных чернил на древнеегипетских папирусах римского периода (около 100-200 годы нашей эры). С помощью комплекса методов микроанализа химики определили, что за красный цвет чернил отвечает охра. Наличие солей свинца в образцах, распределение их по поверхности папируса и отсутствие красного пигмента или белил, содержащих свинец, привело авторов к выводу о том, что в производстве чернил использовали соединения этого элемента как сиккативы. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
История использования чернил в письменности насчитывает более пяти тысяч лет. Наиболее ранними примерами записи человеческой мысли с помощью чернил на гибком и прочном материале являются древние папирусы, которые использовали в Египте примерно 3200 году до нашей эры. Черными чернилами писали основной текст, а заголовки и некоторые фрагменты выделяли красными. В основном чернила делали из сажи и охры, которые смешивали со связующим (гумиарабиком) и водой или другими жидкостями вроде животного клея, растительного масла и уксуса.
За последние десять лет исследований истории и технологии создания чернил в древнем Египте и средиземноморских цивилизациях ученые установили, что новые черные чернила, содержащие медные и свинцовые пигменты разрабатывали эмпирически и использовали наряду с углем и сажей. В качестве пигментов в красных чернилах обычно использовали красную охру (Fe2O3), однако иногда исследователи встречают в подобных объектах органические пигменты или обнаруживают свинец наряду с железом. Ученые предполагают, что присутствие этого элемента может объясняться наличием свинцовых белил или красного пигмента свинцового сурика (Pb3O4), однако до сих пор эти соединения не находили в древнеегипетских папирусах до 1650 года до нашей эры.
Чтобы узнать состав чернил на Египетских папирусах и больше узнать о технологии их создания Томас Кристансен (Thomas Christiansen) с коллегами из университета Копенгагена исследовали 12 фрагментов древнеегипетских рукописей римского периода (примерно 100-200 лет нашей эры), на каждом из которых были как черные, так и красные чернила. Для получения информации о составе чернил исследователи использовали несколько чувствительных спектроскопических методов анализа: микрорентгенофлуоресцентную спектроскопию, микрорентгеновскую дифракцию и инфракрасную микроспектроскопию с Фурье-преобразованием. Использование этих методов позволило исследователям получить информацию об элементном составе чернил на участках в миллиметровом и субмикронном масштабе, а также об их молекулярном и структурном составе.
В большинстве исследованных образцов красной краски обнаружили свинец и железо. Железосодержащие компоненты чернил авторы отнесли к охрам, так как в участках с железом детектировали алюминий, и в образцах был гематит (оксид трехвалентного железа). Свинец оказался связан с фосфат-, хлорид-, сульфат- и кабоксилат-ионами.
Исследовав распределение элементов в чернилах по поверхности папируса, авторы заметили, что свинец, фосфор и сера на микронном масштабе располагались кольцами вокруг частиц охры согласно эффекту кофейных колец, а также в клеточных стенках папируса. Аналогичную картину авторы наблюдали и в образцах черных чернил и сделали вывод о том, что и в создании чернил на основе углерода использовали те же компоненты, содержащие свинец.
Тот факт, что содержащих свинец пигментов, таких как свинцовый сурик (Pb3O4) или свинцовые белила (церуссит и гидроцеруссит) в чернилах не обнаружили, говорит о том, что вещества, содержащие свинец в чернилах, играли скорее роль сиккативов, которые ускоряли высыхание чернил, чем пигмента. Подобное использование солей свинца практиковали при создании масляных картин в Европе в XV веке.
По словам авторов, полученные ими результаты представляют собой важнейшую информацию о технологии создания и составе чернил, использовавшихся в древнем Египте и Риме около двух тысяч лет назад. Однако, чтобы воссоздать полную картину о составе и технологии производства этих чернил требуются дополнительные эксперименты.
Изучение химического состава красок необходимо не только для определения технологии создания рукописей и картин, но также часто помогает и в сохранении произведений искусства. Этой весной исследователи сообщили об истинных причинах выцветания картины «Крик» Эдварда Мунка. Оказалось, что повышенное содержание влаги в окружающей среде влияет на содержащиеся в картине минеральные пигменты.
Алина Кротова