Американские психологи выяснили, что младенцы могут формировать предпочтения на основе собственного выбора подобно тому, как это делают взрослые: один раз отвергнув одну из двух опций, дети в дальнейшем будут ее избегать и выбирать новую. Подобное предпочтение не объясняется новизной игрушек, которые детям показывают, и проявляется только в том случае, если ребенок делает выбор самостоятельно. Статья с описанием исследования опубликована в журнале Psychological Science.
Предпочтения человека и то, какой выбор он делает в той или иной ситуации, тесно связаны, причем связь эта — во многом двусторонняя. Люди не просто склонны выбирать то, что им нравится (например, в кафе или магазине), но также им со временем начинает нравиться то, что они выбрали, — даже если изначально это было совсем не так.
Первая связь более очевидна: выбор уже известной и предпочитаемой опции максимизирует полезность. Со второй связью все не так прозрачно: некоторые психологи предполагают, что предпочтение, которое появляется после того, как выбор уже сделан, — это механизм подавления когнитивного диссонанса, который появляется, когда человеку кажется, что сделанный им выбор неверен. Другими словами, человек может убедить себя в том, что выбранная им опция ему подходит, а та, от которой он отказался, — нет: это помогает исключить сожаления и связанный с ними дискомфорт.
Подобный механизм формирования предпочтений, обусловленных выбором, кажется достаточно сложным: безусловно, на то, что человек выбирает в повседневной жизни, должен влиять многолетний опыт. Исследования, однако, показывают, что маленькие дети и обезьяны, подобно взрослым людям, также отдают предпочтение уже выбранному варианту и избегают тот, от которого отказались.
Исходя из этого, Алекс Сильвер (Alex Silver) из Питтсбургского университета и его коллеги предположили, что такой механизм (по крайней мере, у человека) должен формироваться достаточно рано — еще в младенчестве. Чтобы это проверить, они провели серию экспериментов с участием детей в возрасте от десяти месяцев до полутора лет: всего в исследовании приняли участие 169 детей.
В первом эксперименте младенцам предлагали выбрать одну из двух игрушек (экспериментаторы использовали цветные объемные фигуры, например, кубики или шарики), каждая из которых лежала в прозрачной коробке: каждый младенец мог подползти к предпочитаемой опции и взять ее в руки. После этого экспериментатор забирала обе игрушки и затем показывала детям другую пару (игрушку, которую они не выбрали, и новую) и просила выбрать еще раз.
Эксперимент повторили дважды на двух разных выборках. В первом эксперименте новую игрушку выбрали 16 детей из 21, а во втором — 19 из 26 детей, что выше случайного попадания и в том, и в другом случае.
Разумеется, дети могли отдавать предпочтение новому предмету, а не старому, который они прежде отвергли, как раз из-за того, что новый они прежде не видели — и он для них был интереснее. Чтобы проверить это, во втором эксперименте ученые выбирали игрушку за детей случайным образом, давали им посмотреть, а затем убирали — и уже давали выбрать самостоятельно между второй, невыбранной игрушкой, и новой.
Эксперимент опять провели дважды на двух разных выборках детей: в первом случае новую игрушку выбрали 16 из 29 детей, а во втором — 10 из 22. И то, и другое — либо ниже, либо статистически не отличается от случайного попадания. Но основании этого ученые заключили, что предпочтение, обусловленное выбором, у младенцев формируется только в том случае, если изначальный выбор они делали самостоятельно, — в противном случае никаких предпочтений у них не возникает вообще.
С помощью третьего эксперимента ученые решили проверить, необходимо ли младенцам заранее знать, что они выбирают, чтобы сформировать предпочтение на основе своего же выбора. Для этого они повторили первый эксперимент, но уже с непрозрачными коробками: младенцу сначала показывали обе игрушки, а затем клали их в коробки и несколько раз переставляли местами, чтобы ребенок не понимал, в какой коробке находится какая игрушка.
После этого ребенку нужно было выбрать одну из коробок: экспериментатор показывала ребенку игрушку и убирала ее, а потом давала на выбор ту, которую ребенок не выбрал, и новую. Эксперимент также повторили дважды: в первом случае новую игрушку выбрали 25 из 43 детей, а во втором — 10 из 18, что в обоих случаях незначительно выше случайного попадания. Получается, чтобы предпочтение сформировалось, дети должны делать выбор осознанно — то есть точно зная, что именно они выбирают.
Наконец, в четвертом эксперименте ученые протестировали влияние уже сформированных предпочтений на выбор. Для этого они повторили третий эксперимент, но в тот момент, когда ребенок подходил к выбранному ящику, тайно меняли игрушки в нем: таким образом, ребенок получал не ту игрушку, которую выбрал, а другую — и затем немного с ней играл.
После этого ребенку показывали ту игрушку, которую он выбрал изначально, но не знал об этом, и новую игрушку. Из 30 детей новую игрушку выбрал 21 ребенок, что выше случайного попадания: получается, младенцы избегали отвергнутую опцию даже несмотря на то, что на самом деле они выбрали именно ее, не зная об этом. На сформированное предпочтение влиял только очевидный выбор — то есть та игрушка, которую, по мнению ребенка, он выбрал.
Авторы пришли к выводу, что осознанный выбор в действительности формирует предпочтения у маленьких детей: подобно взрослым, младенцы избегают ту опцию, которую они уже отвергли, и при дальнейшем выборе между ней и новой опцией выберут новую — но это не будет объясняться новизной самой по себе. Получается, что для формирования предпочтения выбора большой опыт принятия решений не нужен.
Формирование предпочтений при выборе может быть не таким очевидным: считается, что оно возникает вскоре после того, как выбор уже сделан, но пару лет назад психологи показали, что чуть раньше — уже во время самого выбора.
Елизавета Ивтушок
За это могут отвечать нарушенный липидный обмен в мозге и нейровоспаление
Популяционное исследование показало, что привычное употребление жареных продуктов, особенно картофеля, статистически связано с повышенным риском тревожности и депрессии. При проверке связи в лабораторных экспериментах на рыбах данио-рерио выяснилось, это может быть связано с нарушением обмена липидов в мозге и нейровоспалением. Публикация об этом появилась в Proceedings of the National Academy of Sciences. Образование корочки в процессе жаренья обусловлено реакцией Майяра между сахарами и аминокислотами, продукты которой отвечают за характерные цвет, вкус и запах. Эти характеристики делают жареную пищу крайне популярной, и эта популярность постоянно возрастает (в последние годы этому сильно способствовали локдауны из-за пандемии ковида, когда люди заказывали много готовой еды). При этом было показано, что западная кухня с большим количеством жареного, глубоко переработанной пищи, очищенных зерновых, сахаров и дрожжевых продуктов связана с повышенной частотой психоневрологических расстройств, таких как депрессия и тревожность. Сотрудники Чжэцзянского университета и Полицейского колледжа Чжэцзяна под руководством Юй Чжана (Yu Zhang) решили проверить подобную корреляцию в отношении только жареной пищи. Для этого они воспользовались данными более 140 тысяч участников исследования UK Biobank (средний возраст 56 лет, практически поровну мужчин и женщин). Средняя продолжительность наблюдения за каждым из них составила 11,3 года. За это время симптомы депрессии и тревожности были выявлены соответственно у 12735 и 8294 участников. Согласно анкетам, те, кто потреблял одну и более порций жареной пищи ежедневно, чаще были мужского пола, моложе и курильщиками с более высокими индексом массы тела и уровнем потребления калорий, а также меньшими доходами, уровнем образования и частотой приема витаминных пищевых добавок. Статистический анализ проводили с помощью коксовских регрессионных моделей пропорциональных рисков с учетом пола, возраста, демографических и поведенческих факторов. Выяснилось, что у потребителей жареного риск развития тревожности повышен на 12 процентов (р < 0,001), причем пристрастие и к жареному мясу, и к жареному картофелю были независимо связаны с его четырехпроцентным ростом (р = 0,003 и 0,006 соответственно). Риск депрессии увеличивался на семь процентов (р < 0,001), а предпочтение жареного картофеля соотносилось с дополнительным повышением этого риска на два процента (р = 0,031). При этом развитию тревожности и депрессии оказались несколько сильнее подвержены мужчины — на семь и пять процентов соответственно. Чтобы разобраться в возможных механизмах подобного эффекта жареной пищи исследователи провели ряд экспериментов, воздействуя на лабораторных рыб данио-рерио (Danio rerio) акриламидом — одним из основных продуктов реакции Майяра, образующимся из аминокислоты аспарагина. Оказалось, что при хроническом действии акриламида в течении 180 дней у данио снижаются длина и масса тела по сравнению с контрольной группой. У таких рыб дозозависимо усиливались скототаксис (предпочтение неосвещенных мест) и тигмотаксис (движение в сторону тактильного раздражителя, позволяет особям сгруппироваться), а также значительно нарушалось адаптивное, поисковое и социальное поведение. Перечисленные проявления соответствуют симптомам тревожности и депрессии у людей. Анализ транскриптома данио-рерио после воздействия акриламида и без него выявил значительные отклонения в экспрессии генов, регулирующих липидный обмен и иммунный ответ. Липидомный анализ показал, что многие нарушения специфичны для мозга — в частности, в нем нарушен обмен холестерина, сфинго- и фосфолипидов, критичных для работы нейронов, а также снижен уровень эндоканнабиноида 2-арахидоноилглицерина. Эти метаболические нарушения оказались связаны с сигнальным путем гамма-рецептора, активируемого пролифератором пероксисом (PPARγ). Прицельные транскриптомные, цитологические и молекулярные исследования указали на повышение проницаемости гематоэнцефалического барьера, продукции провоспалительных оксилипинов и лейкотоксинов, а также накопление иммунных клеток в мозге и окислительный стресс, что свидетельствует о нейровоспалении. Это сопровождалось увеличением уровней как возбуждающего нейромедиатора глутамата, так и тормозного — гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). В сумме полученные результаты эпидемиологически и механистически указывают на то, что жареная пища и, в частности, ее компонент акриламид могут провоцировать развитие тревожности и депрессии, что свидетельствует в пользу ограничения потребления таких продуктов, пишут авторы работы. Проведенный в 2018 году метаанализ показал, что средиземноморская диета коррелирует с пониженным риском депрессии (то же наблюдается для грецких орехов), а жирная (например, мясо) и сладкая пища — наоборот, с повышенным. В 2022 году американские исследователи заключили, что работающие в ночную смену могут повысить свою устойчивость к тревожности и депрессии, если ограничат прием пищи дневными часами.