Люди, испытывающие неприязнь к звукам поедания пищи, считают их менее неприятными, если думают, что их издают животные. Это выяснили американские ученые, которые провели эксперимент с участием 20 людей с мизофонией — неприязнью перед определенными звуками: звуки человеческого чавканья вызывали у них самую большую неприязнь, но казались менее отталкивающими в том случае, если сопровождались видео с жующим животным или текстом с его описанием. Препринт статьи опубликован на сайте bioRxiv.org.
У человека с мизофонией появление звука-триггера может вызвать как острую психологическую реакцию, так и тошноту, головокружение и учащенное сердцебиение. Это состояние, однако, изучено плохо: впервые мизофонию описали только в 2001 году, и с тех пор вышло только с десяток связанных с ней статей (включая и нейровизуализационные исследования).
Именно поэтому мизофония до сих пор не считается самостоятельным расстройством (ее не признают ни МКБ, ни DSM) или даже симптомом какого-то определенного заболевания, а врачи-психиатры часто не могут назначить соответствующее лечение (например, психотерапию). При этом психологи продолжают изучать мизофонию: например, уже известно, что самые частые звуки-триггеры связаны с пережевыванием пищи или питьем, а у людей с этим состоянием наблюдается аномальная активность слуховой коры головного мозга.
Мирен Эдельштейн (Miren Edelstein) из Калифорнийского университета в Сан-Диего и ее коллеги предположили, что на реакцию людей с мизофонией может влиять не только сам звук, но и контекст, в котором они этот звук слышат. Для этого они провели эксперимент, в котором приняли участие 20 человек с мизофонией («диагностированной» самостоятельно) и 20 человек контрольной группы, у которых не было никакой явной неприязни к каким-либо звукам. Наличие мизофонии проверили с помощью стандартизированного опросника.
Ученые сосредоточились на реакции людей на звуки поглощения пищи: для этого они записали, как люди едят салат или суши и жуют жвачку, а также использовали похожие звуки, издаваемые животными (например, как летучая мышь ест виноградину). Для контрольного условия ученые использовали хлюпанье грязи, шебуршание гальки и шуршание снега.
Сам эксперимент разделили на три части. В первой части участники прослушивали каждый звук и оценивали по шкале от 0 до 10, насколько, по их мнению, звук был неприятный, а также пытались угадать, что именно издает звук. Во второй части эксперимент повторился — но на этот раз вместе с аудио на экране компьютера участникам показывали текстовое описание звука. Описание могло быть как верным, так и нет (например, при звуке человеческого чавканья могло быть написано, что яблоко жует либо человек, либо — кролик), а участникам необходимо было предположить, соответствует ли звук описанию. Наконец, в третьей части звук сопровождался видеорядом: опять же, они могли либо соответствовать друг другу, либо нет. В конце каждого звука во втором и третьем эксперименте участникам также необходимо было оценить, насколько звук им неприятен.
Как и предполагалось, участникам с мизофонией звуки, используемые в эксперименте, казались неприятнее (p < 0,01), чем участникам из контрольной группы. Касалось это и звуков, которые не относились к поеданию пищи, при этом мизофоны все же находили их менее неприятными (p < 0,01). При этом те звуки, которые, по мнению мизофонов, не издавали поглощающие люди, казались им менее неприятными (p < 0,01) — причем даже в том случае, если на самом деле это были звуки человеческого чавканья.
Те же результаты ученые получили во втором и третьем эксперименте: звуки пережевывания пищи человеком казались мизофонам менее неприятными (p < 0,01), если они считали, что их издают животные, или же в том случае, если они видели, что жует животное (даже если оно жевало под звуки человеческого поедания пищи).
Авторы заключили, что контекст при мизофонии в действительности играет большую роль. С одной стороны, он может объяснять ее появление: громкие звуки пережевывания пищи порицаются принятыми в обществе нормами поведения, поэтому неприязнь перед ними объяснить проще, чем отвращение к звукам, которые издают животные. С другой стороны, отметили исследователи, контекст можно использовать в поведенческой терапии мизофонии: например, включать звуки чавканья человека вместе с видео животного, поедающего фрукты, выстраивать так новые связи и, как следствие, избавлять человека от мизофонии.
Три года назад ученые исследовали неприязнь, которую вызывает скрежет ногтей по стеклу: тогда это ощущение выделили в отдельную эмоцию и заключили, что ее можно контролировать.
Елизавета Ивтушок
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.