Продолжительное постоянное чувство неуверенности в работе с течением времени вызывает небольшие изменения в личностных качествах, отражающих стабильность психических и когнитивных процессов у человека: рост невротизации, падение мотивации и организованности, ослабление просоциальных установок и уменьшение стремления к общению, но не влияет на открытость к новому опыту и экстравертированность, которые отражают гибкость психики человека. Такие результаты получили британские ученые, проанализировав данные ежегодного национального опроса за девять лет, полученные от 1046 австралийцев. Статья опубликована в журнале Journal of Applied Psychology.
Возрастающий спрос на контрактную или временную работу, расширяющаяся автоматизация множества производств и особенности современной экономической ситуации приводят, с одной стороны, к сокращению числа рабочих мест, а с другой — к снижению трудовых гарантий, на фоне чего у людей возникают беспокойство за свое будущее, чувство нестабильности, ощущение финансовой, социальной и психической уязвимости. Все эти переживания заставляют людей считать свою работу ненадежной. Некоторые живут с этими чувствами долгие годы, и такие чувства могут сказаться на эмоциональном фоне и личности человека. При этом вопрос о продолжительном воздействии чувства хронической незащищенности работы на личность человека изучен мало.
Теория «Большой пятерки» выделяет пять основных личностных черт, которые распределены по двум факторам: стабильность и гибкость психического состояния и когнитивных процессов человека. Фактор стабильности включает в себя невротизацию, которая определяет степень тревожности, подавленности, эмоциональной нестабильности человека и его реакции на стресс, уживчивость или надежные отношения и просоциальные установки, а также добросовестность, выражающую мотивированность и организованность. А фактор гибкости включает экставертированность и открытость новому опыту.
Чиа-Хуэй У (Chia-Huei Wu) из Университета Лидса и его коллеги проанализировали данные ежегодного национального опроса «Динамика домохозяйств, доходов и рабочей силы в Австралии» за девять лет, полученные от 1046 австралийцев, чтобы понять, как ощущение неуверенности в работе меняет по двум факторам «Большой пятерки» личность человека со временем. Для того, чтобы оценить надежность работы, участников просили выразить степень согласия со следующими утверждениями: «У меня надежное будущее на моей работе», «Компания, в которой я работаю, будет продолжать работать через пять лет» и «Я беспокоюсь о будущем моей работы». Таким же способом исследователи просили участников сообщить о графике, цейтнотах и стрессе на работе: например, «У меня гибкий график работы», «Я должен работать быстро», «Я опасаюсь, что стресс на работе сделает меня физически больным». А в первый, пятый и девятый год участники еще выполняли личностные тесты, в которых сравнивали свои характеристики с такими прилагательными, как «разговорчивый», «капризный», «теплый», «упорядоченный», «творческий». Для ответа на каждый тест участники пользовались 7-балльной шкалой, в которой 7 — полностью согласен, а 1 — категорически не согласен.
Оказалось, между первым и пятым годами хроническая незащищенность работы приводила к росту невротизации (p < 0,01), снижению добросовестности (p < 0,01) и уменьшению уживчивости (p < 0,01), но не влияла на открытость к новой информации и экстраверсию, а между пятым и девятым годами сохраняющееся чувство неуверенности в работе провоцировало продолжение роста невротизации (p < 0,01) и уменьшение уживчивости (p < 0,05), но не влияло на добросовестность, открытость и экстраверсию.
Также ученые обнаружили в интервале между первым и пятым годами положительную связь чувства хронической незащищенности с другими факторами постоянного стресса на работе (p < 0,01), которые, в свою очередь, влияли на изменение личности по линии невротизации (p <0,05), то есть, возможно, хронический стресс играет роль посредника между незащищенностью и невротизацией.
Авторы заключили, что продолжительное постоянное чувство неуверенности в работе вызывает с течением времени небольшие изменения в личностных качествах, отражающих стабильность психического и когнитивного поведения человека: рост невротизации, снижение добросовестности и способности уживаться с другими, но не влияет на открытость к новой информации и экстравертированность, которые отражают гибкость психики человека. Вместе с этим они подчеркивают, что не могут полностью ответить на вопрос о том, как долго неуверенность в работе должна присутствовать в жизни человека, чтобы отрицательно воздействовать на его личность.
Вопрос о том, меняются или нет в течение жизни личностные качества человека, не теряет внимания исследователей. И, если ученые из этой новости полагают, что изменения под воздействием внешней среды возможны, то их коллеги отмечают обратное. Психологи на основе результатов долговременного исследования, которое охватывает период в 50 лет, показали, что у более чем половины людей основные черты личности остаются стабильными.
Екатерина Рощина