Британские исследователи выяснили, что склонность к компульсиям (навязчивым действиям, поведению и ритуалам) мешает формированию адаптивного поведения в подростковом возрасте. Для этого они провели эксперимент, в ходе которого участникам необходимо было получать вознаграждение, пользуясь меняющейся информацией о распределении вероятностей. Способность подстраивать свои решения так, чтобы получить как можно больший выигрыш, зависела от возраста и формировалась по мере взросления, но у склонных к компульсиям участников нарушалась. Кроме того, компульсивное поведение отразилось и на укреплении нейронных связей, которые в норме отвечают за формирование адаптивного поведения, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.
В зависимости от того, на какую информацию ориентируется человек, его поведение условно можно разделить на два разных вида: привычное и адаптивное. В первом случае человек пользуется уже известной информацией и заранее знает вероятность успешного исхода. В качестве примера проявления привычного поведения можно привести путь от дома до работы: человек довольно быстро определяет для себя самый оптимальный вариант дороги и в дальнейшем пользуется именно им.
Второй вид поведения, адаптивный, чуть сложнее: в этом случае для достижения цели недостаточно уже полученных знаний и ориентироваться приходится на информацию, доступную извне. Примером проявления такого поведения также может быть путь от дома до работы, но осложненный, например, тем, что на привычной дороге произошла авария.
Считается, что адаптивное поведение для человека намного сложнее привычного, и это в действительности так: если привычное формируется достаточно быстро и далее используется, то в случае с поведением адаптивным нужно внимательно следить за происходящим вокруг и эффективно пользоваться поступающей информацией.
Из-за своей сложности устойчивая способность к адаптивному поведению появляется гораздо позже привычного — примерно с раннего по поздний подростковый период — но до сих пор не ясно, чем именно оно регулируется и как именно формируется. Изучить этот вопрос подробнее решили исследователи под руководством Матильды Вайи (Matilde Vaghi) из Университетского колледжа в Лондоне. Они предположили, что способность к адаптивному поведению не просто меняется с возрастом, но также и зависит от проявления компульсивного поведения, которое часто наблюдается при психических расстройствах.
Чтобы это проверить, ученые создали небольшую игру, в которой получение вознаграждения определяется двумя вероятностями на двух разных этапах. Сначала участнику показывают два разных изображений фракталов: для каждого из них вероятность перехода к определенной второй стадии (синему или красному квадрату) равна 70 и 30 процентам соответственно. Заранее вероятность участники не знают, но она остается фиксированной, поэтому ее можно выучить со временем.
На второй стадии (синем или красном квадрате) также нужно выбрать одно изображение из двух изображений, каждое из которых приводит к получению вознаграждения с определенной, но уже неустановленной вероятностью. Адаптивное поведение, таким образом, определяется тем, сможет ли участник правильно выучить распределение вероятностей на первом и втором шаге и далее использовать их для получения вознаграждения. Напротив, в случае, если участник каждый раз ориентируется только на вознаграждение, это будет означать, что способность к адаптивному поведению нарушена: вознаграждение можно получить случайно, поэтому каждый раз ориентироваться исключительно на него — неразумно.
Всего в исследовании приняли участие 569 добровольцев в возрасте от 18 до 24 лет: каждый из них прошел сканирование дважды, с промежутком минимум в полтора года. Как и предполагалось, участники старше чаще пользовались адаптивной стратегией (p = 0,023). Кроме того, со временем участники при решении задания также больше ориентировались на адаптивные стратегии (p = 0,009), причем это изменение было более заметным в молодом возрасте: это показывает, что адаптивное поведение в действительности формируется в раннем подростковом возрасте.
При этом на формирование адаптивного поведения влияли компульсивные наклонности: участники, для которых были характерны частые компульсии, реже (p < 0,001) пользовались адаптивными стратегиями и менее эффективно учились им со временем.
Чтобы изучить, как компульсивное поведение отражается на активности мозга, необходимой для формирования адаптивного поведения, ученые провели дополнительное исследование с использованием фМРТ в состоянии покоя: в нем приняли участие 230 человек из тех, кто участвовал в основном исследовании. Оказалось, что для компульсивного поведения характерна ослабленная связь между лобными долями (главными для когнитивных функций) и полосатым телом, которое отвечает за формирование жизненно важных форм поведения (например, добывания пищи) и условных рефлексов. В отсутствии компульсивных наклонностей эта связь становилась крепче с возрастом.
Компульсии считаются нарушением адаптивного поведения: из-за своей навязчивой природы они не контролируются внешними факторами, поэтому склонный к ним человек не может адаптировать свои действия под окружающую среду. Как показали ученые, склонность к компульсивному поведению в раннем возрасте в действительности может нарушить формирование адаптивных стратегий поведения: более того, отражается это и на нейронных связях, которые это поведение регулируют.
Несмотря на то, что в МКБ компульсии считаются отдельным симптомом, чаще всего их наблюдают у людей с обсессивно-компульсивным расстройством: в нем стремление к навязчивому поведению объясняется появлением навязчивых же мыслей (например, человек с таким расстройством может считать, что от выполнения определенного ритуала зависит жизнь и здоровье его и близких). Самый действенный метод лечения обсессивно-компульсивного расстройства — психотерапия, а ее эффективность научились предсказывать по фМРТ еще два года назад.
Елизавета Ивтушок
А память молодых геймеров была лучше, если они играли в стратегии
Ученые из Великобритании выяснили, что молодые и пожилые геймеры обладают лучшей рабочей памятью, однако в разном возрасте эффективны игры разных жанров. Среди людей до 30 лет память была лучше у тех, кто предпочитал играть в стратегии, а среди людей старше 60 — у любителей головоломок. Также геймерам было легче игнорировать отвлекающие факторы, которые мешают запоминать нужное. Результаты опубликованы в Heliyon. Видеоигры нередко винят в негативном влиянии на психику, но вопреки этому исследователи часто обнаруживают их положительный эффект. Игры связывают с улучшением когнитивных способностей детей и взрослых, особенно — внимания и памяти. Предыдущие исследования показали, что так работают по крайней мере экшен игры. Поскольку память ухудшается с возрастом, Джо Каттинг (Joe Cutting) из Уорикского университета с коллегами решил проверить, как видеоигры и их предпочитаемый жанр влияют на рабочую память молодых и пожилых людей. Ученые протестировали онлайн 209 человек в возрасте от 18 до 30 лет и 181 человека от 60 лет до 81 года. Участников спросили, сколько часов в неделю они играют в игры (включая игры на телефоне, компьютере и приставке), и как давно они начали играть. Также их попросили перечислить игры, в которые они играли на прошлой неделе, чтобы затем разделить людей на группы по игровым жанрам. Большинство молодых участников (80 человек) предпочитали экшен (авторы отнесли к этой категории игры разного жанра, в которых идет упор на координацию и скорость реакции), а вот среди пожилых любителей игр этого типа почти не оказалось (12 человек). Люди старше 60 в основном играли в головоломки (59 человек) и реже — в стратегии (34 человека). Также исследователи отдельно учитывали тех, кто совсем не играл в видеоигры — 53 человека в молодой группе и 88 — в пожилой. Чтобы оценить рабочую память участников, их просили запомнить расположение красных кругов на сетке. С каждым испытанием добавлялся один круг — и так до тех пор, пока испытуемый справлялся. Также ученые проверили, насколько хорошо участники справляются с отвлекающими факторами (это важно для производительности памяти): в части испытаний вместе с красными кругами или же после их исчезновения на экране появлялись желтые — их нужно было проигнорировать. В группе молодых участников объем рабочей памяти был выше у тех, кто предпочитал стратегии и экшен игры по сравнению с теми, кто совсем не играл. Молодые любители стратегий также меньше отвлекались на желтые кружки и лучше справлялись с заданиями. При этом головоломки или экшен игры на устойчивость к отвлекающим факторам в этой группе не повлияли. А вот среди пожилых людей рабочая память была лучше у тех, кто играл в головоломки, а не стратегии (пожилые игроки в экшен не учитывались, поскольку их было мало), — они справлялись с заданиями так же хорошо, как молодые люди, не играющие в видеоигры. Пожилые люди, играющие в головоломки, меньше отвлекались на желтые кружки, когда они появлялись одновременно с красными. Но желтые кружки, возникающие после красных, сбивали всех участников старше 60 примерно одинаково, независимо от того, во что они предпочитали играть. Авторы пришли к выводу, что экшен игры не влияют на рабочую память — ее показатели у игроков в экшен были такими же, как и у тех молодых людей, кто играл в головоломки или вообще ни во что не играл. Зато рабочая память была лучше у молодых любителей стратегий и у пожилых любителей головоломок. Также память была лучше у тех, кто играл в игры с элементами стратегии и экшена, чем у тех, кто играл в классический экшен. Количество часов, проведенных за играми, не повлияло на результаты. Ранее исследователи выяснили, что видеоигры улучшают когнитивное развитие детей (по крайней мере в США), а телевизор и социальные сети никак на него не влияют.