Женщины и мужчины с арахнофобией после столкновения с пауком используют разные поведенческие и когнитивные стратегии для овладения своим страхом. Как отмечают ученые в статье для журнала British Journal of Clinical Psychology, женщины чаще используют стратегию избегания и в течение более длительного времени в мыслях возвращаются к негативным переживаниям, что приводит к фиксации тревоги, а мужчины, по-видимому, ищут способы преодолеть страх. При этом объективная тяжесть симптомов и скорость возникновения реакции страха или иных эмоций не связаны с гендерными различиями.
В Международной классификации болезней арахнофобия стоит в ряду специфических (изолированных) фобий, которые, в свою очередь, относятся к более широкой группе фобических тревожных расстройств. Паника и тревога — одни из центральных компонентов этих состояний. При этом у женщин тревожные состояния встречаются чаще, чем у мужчин, вероятно, из-за того, что женщины чаще используют такие когнитивно-поведенческие стратегии овладения страхом, которые лишь провоцируют фиксацию на тревоге.
Чтобы описать гендерные различия когнитивно-поведенческих стратегий в состоянии тревоги и паники при страхе перед пауками, Бронуин М. Грэм (Bronwyn M. Graham) и его коллеги из Школы психологии в Университете Нового Южного Уэльса провели исследование проявлений арахнофобии у 23 женщин и 25 мужчин в возрасте от 18 до 35 лет с клинически подтвержденным диагнозом расстройства (без каких-либо сопутствующих заболеваний). В ходе исследования авторы фиксировали тяжесть симптомов фобии, степень стресса во время ожидания и в момент встречи с пауком, наличие повторяющихся мыслей после встречи, а также просили участников сообщить, считают ли они, что эксперимент повредил им или, наоборот, снизил страх.
Участники, предварительно оценив тяжесть фобии у себя, должны были открыть дверь и войти в комнату, в дальнем углу которой располагался террариум с пауком, и далее (последовательно) подойти к террариуму, прикоснуться к его внешней стороне, открыть крышку, опустить руку внутрь, дотронуться до внутренних стен и пола и провести рукой по пауку. Участники могли остановить эксперимент на любом этапе. До начала эксперимента, после оглашения инструкции и после прохождения эксперимента участники оценивали степень стресса от испытанного страха. Спустя две недели участники прошли эксперимент повторно и сообщили о наличии повторяющихся негативных мыслей и о мере вреда или пользы такого опыта.
Связи между тяжестью проявления симптомов фобии и гендерными различиями исследователи не нашли. Среди мужской и женской групп по 48 процентов участников сообщили о высокой выраженности симптомов арахнофобии, и обе группы одинаково оценивали стресс от встречи с пауком на всех этапах задачи.
При этом авторы обнаружили, что женщины и мужчины используют разные поведенческие и когнитивные стратегии для овладения своим страхом: после столкновения с пауком женщины чаще демонстрируют избегающее поведение (p = 0,05), стараясь держаться на расстоянии от него, и дольше в мыслях возвращаются к своим негативным переживаниям (p = 0,05). Мужчины, по-видимому, чаще находят способы преодолеть страх.
Исследователи заключили, что обнаруженные гендерные различия могут быть причиной более частого возникновения тревожных расстройств у женщин, потому что такие когнитивно-поведенческие стратегии, как избегание и постоянное «прокручивание» негативных мыслей, способствуют фиксации на тревоге и ее распространению на ранее нейтральные объекты.
Несколько лет назад ученые установили, что многие энтомологи боятся пауков, которые не являются насекомыми. Это исследование получило в этом году Шнобелевскую премию: о нем и других работах, заслуживших награду, можно прочитать тут.
Екатерина Рощина