Австралийские ученые создали глиняные кирпичи с добавлением окурков сигарет, изучили свойства их и самих остатков сигарет и предложили несколько промышленных методов переработки окурков в кирпичи. Полученный материал был легче и хуже проводил тепло, чем обычные кирпичи, а на его производство уходило меньше энергии. Исследование опубликовано в журнале Materials.
Каждый год около шести триллионов окурков с сотнями токсичных веществ загрязняют города и природу. Фильтры сигарет сделаны из волокон ацетата целлюлозы, которые в окружающей среде разлагаются до десяти лет. Более того, некоторые птицы, рыбы и другие живые существа путают окурки с пищей и поедают их. Поэтому проблема утилизации таких отходов стоит особенно остро.
Аббас Мохаджеран (Abbas Mohajerani) с коллегами из Мельбурнского королевского технологического института представил подробный план переработки сигаретных окурков в кирпичи из обожженной глины. Авторы рассчитали удельную теплоту сгорания окурков и исследовали свойства глиняных кирпичей с их добавлением, провели бактериологические исследования, предложили методы промышленной стерилизации сырья и описали три способа автоматизации переработки окурков в строительный материал.
Удельная теплота сгорания окурков с остатками табака оказалась выше 16 мегаджоулей на килограмм, что всего лишь на четыре единицы меньше, чем у каменного угля. По расчетам, добавление всего одного процента окурков в глину (около 20 килограмм на кубический метр) может на 20 миллиардов мегаджоулей уменьшить энергозатраты на обжиг кирпичей, что вместе с существенным снижением количества токсичного мусора снижает влияние потребления сигарет на окружающую среду.
В результате бактериологических исследований окурков на наличие десяти самых распространенных видов бактерий ученые обнаружили колонии стафилококков. В старых окурках исследователи обнаружили листерии. Во всех образцах использованных и даже неиспользованных остатков сигарет, за исключением тех, которые высушили при температуре 105 градусов Цельсия в течение шести часов, ученые обнаружили бацилл.
Так как при контакте с нафталиновыми шариками число бактерий значительно снижается, авторы предложили при сборе отходов использовать пакеты со средством против моли. Они также представили методы стерилизации сырья, которые можно применять в промышленности: озоном, пероксидом водорода, горячим паром, нагреванием, ультрафиолетовым излучением и нафталином.
Прочность на сжатие кирпичей с одним процентом окурков в составе влажностью 15,5 и 17,5 процента оказалась 27,5 и 25,8 мегапаскаля соответственно. Сухая плотность при добавлении окурков в кирпичи снизилась на восемь процентов. Это привело к тому, что материал стал легче и хуже проводил тепло: это означает, что дома из такого материала тоже будут легче и сохранять больше тепла.
Для автоматизированной переработки окурков в кирпичи авторы предложили три способа. Каждый включал сбор в специальные урны для окурков и измельчение остатков сигарет в полностью закрытых шредерах, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. Избавляться от неприятного запаха окурков авторы предложили с помощью ультрафиолетового излучения, которое окисляет летучие органические соединения до веществ без запаха.
По словам авторов, риски от распространения токсичных веществ и патогенов, которые содержатся в окурках, настолько высокие, что загрязнение ими окружающей среды должно строго регулироваться государствами. Ученые советуют также устанавливать специальные урны для сбора остатков сигарет и наладить их переработку.
Три года назад британские ученые предложили использовать окурки для получения пористого угля, который можно использовать для хранения водорода на электростанциях. Полученный материал оказался очень эффективным в сорбции водорода.
Алина Кротова
Термопокрывало охладит электромобиль днем и согреет ночью
Китайские инженеры создали терморегулирующий материал и термопокрывало на его основе, которое защищает электромобиль от жары и холода без дополнительных затрат энергии. Термопокрывало состоит из двух частей, одна из которых представляет собой ткань на основе диоксида кремния и нитрида бора, а вторая на основе фольги из алюминиевого сплава. Использование материала в качестве автомобильного чехла позволило в жаркую погоду сохранять температуру в салоне почти на 28 градусов ниже, чем в салоне автомобиля без чехла, а ночью поддерживать температуру батарейного блока электромобиля почти на 7 градусов выше температуры снаружи. Статья опубликована в журнале Device. Поддержание определенной температуры необходимо не только для комфортного самочувствия человека, но и для нормальной работы многих технических устройств. Например, в холодную погоду литий-ионные аккумуляторы теряют емкость, а летом в жару перегреваются, что может привести к сокращению их срока службы или даже возгоранию. Чтобы удерживать температуру в нужном диапазоне, требуется дополнительная энергия на нагрев или охлаждение, и на это может уходить довольно много энергии, особенно если речь идет о больших аккумуляторных батареях — как, например, в электромобилях. Однако существует способ регулировать температуру объекта пассивным образом, не затрачивая для этого дополнительную энергию. По такому пути пошли инженеры под руководством Кэ Хан Цуя (Kehang Cui) из Шанхайского университета транспорта. Они разработали материал, который за счет своих излучательных свойств позволяет регулировать радиационный нагрев и охлаждение, и изготовили из него термопокрывало, которое назвали «термальный плащ Януса». Название в честь двуликого бога из римской мифологии отражает двухстороннее строение материала. Внешняя его сторона играет роль солнцезащитного инфракрасного радиатора, а внутренняя — роль широкополосного инфракрасного отражателя. Внешняя часть материала изготовлена из тонких волокон на основе диоксида кремния, которые покрыты наночастицами нитрида бора с гексагональной кристаллической решеткой. Волокна материала переплетаются вместе и образуют ткань. С обратной стороны к ней прикрепляется внутренний слой, изготовленный из алюминиевого сплава. Внешняя и внутренняя стороны материала обладают различными оптическими свойствами: сторона с тканью имеет высокий коэффициент отражения солнечного света до 96 процентов, а также высокую излучательную способность до 97 процентов в инфракрасном диапазоне, совпадающем с атмосферным инфракрасным окном с длинами волн от 7 до 14 микрометров, в то время как фольга из алюминиевого сплава, расположенная с обратной стороны, обладает высокой отражательной способностью со значением около 93 процентов и не имеет потерь во всем инфракрасном диапазоне (5-16,7 мкм). Это позволяет плащу отражать большую часть падающего солнечного излучения и при этом остывать за счет излучения фотонов в инфракрасном диапазоне. В то же время с внутренней стороны происходит рециркуляция фотонов, излученных объектом — они отражаются от материала. Для оценки эффективности термального плаща исследователи провели испытания с использованием двух электрокаров, припаркованных на открытом воздухе в типичных погодных условиях в Шанхае. Один из автомобилей был укрыт термочехлом. В то время как температура салона незакрытого автомобиля достигала 51 градуса Цельсия в полдень, температура салона автомобиля, укрытого чехлом, была на 27,7 градуса ниже. И на 7,8 градуса ниже значения температуры на улице. Температура батарейного блока автомобиля без чехла соответствовала температуре окружающей среды, в то время как температура батареи электромобиля, укрытого материалом, была на 8 градусов ниже дневной температуры. В зимнюю ночь, когда уличная температура опускалась ниже нулевой отметки, термочехол помогал удерживать температуру батарейного блока на 6,8 градуса Цельсия выше, чем снаружи. Инженеры отмечают, что материал термопокрывала разработан таким, чтобы его можно было масштабировать в производстве. Для этого им пришлось пойти на некоторые компромиссы. Например, использование более тонких волокон кремния повысило бы солнечную отражательную способность, но они были бы менее прочными и не могли бы быть изготовлены с использованием промышленных технологий, уже существующих на рынке. Кроме того, используемые материалы, включая алюминий, кремний и нитрид бора, являются недорогими, что делает плащ легким, прочным и огнестойким. Он может использоваться не только для изготовления автомобильных чехлов, но и, например, в качестве материала для покрытия зданий и даже космических аппаратов. Ткани на основе материалов с разными излучательными свойствами могут использоваться и для создания одежды. Например, недавно мы рассказывали о бельгийских физиках, которые спроектировали ткань, одежда из которой может быть теплой или очень легкой в зависимости от того, какой стороной она надета. Это достигается за счет разницы между излучательными свойствами двух сторон ткани.