Юные сухопутные черепахи проявляют интерес к объектам, напоминающим лица. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, который провели со 136 черепашатами из рода Testudo. До сих пор считалось, что ориентация на лица помогает детенышам взаимодействовать с родителями — однако большинство сухопутных черепах не заботятся о потомстве. Это значит, что подобному поведению придется искать иное объяснение. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Человеческие дети проявляют интерес к лицам уже в первые дни жизни: для этого достаточно разместить в поле его зрения схематичный рисунок с двумя темными точками вверху и одной внизу. Аналогичный эффект изображения лиц производят на новорожденных обезьян и недавно вылупившихся цыплят. Для этих животных, как и для людей, характерна забота о детенышах, поэтому предполагается, что ориентация на лица позволяет наладить связь между родителями и их потомством. Кроме того, она может облегчать выстраивание социальных связей с сородичами.
Однако есть и альтернативная точка зрения, согласно которой распознавание лиц детенышами — всего лишь артефакт работы зрительной системы. Чтобы проверить эту идею, команда исследователей во главе с Элизабеттой Версаче (Elisabetta Versace) из Лондонского университета королевы Марии решила провести эксперименты с видами, у которых забота о потомстве не развита. Если у них новорожденные особи тоже ориентируются на изображение лиц, то такое поведение нельзя считать адаптацией к взаимодействию родителей с детенышами.
В качестве испытуемых специалисты выбрали сухопутных черепах из рода Testudo. Эти рептилии быстро забывают об отложенных яйцах, а вылупившиеся черепашата не видят родителей и с первых дней сторонятся сородичей. Согласно эволюционным реконструкциям, такое поведение свойственно представителям рода уже как минимум 30 миллионов лет.
В ходе исследования черепашатам, которые до этого не видели человеческих лиц, предъявляли несколько зрительных стимулов. Один из них напоминал схематичное лицо, а остальные — набор черных точек на белом фоне. Испытуемых помещали в центр загончика, на стенах которого были размещены изображения, а затем отслеживали, в каком направлении они направятся. В общей сложности тесты провели со 136 черепашатами пяти видов.
Когда черепашатам предлагали выбрать между изображением лица и его перевернутой версией, они в 70 процентах случаев двигались по направлению к первому (p = 0,046). Кроме того, 74 процента подопытных предпочли «лицо» асимметричному рисунку (p = 0,01). Однако изображение с «тяжелым верхом» (на нем три точки были выстроены по вертикали, с промежутком между двумя верхними и нижней точками) понравились черепашатам так же, как и стилизованные лица (p = 0,345).
В двух дополнительных экспериментах юным рептилиям предстояло выбрать между рисунками, ни один из которых не напоминал лицо. В первом случае они предпочли вертикальное расположение двух точек горизонтальному (p = 0,035). Во втором асимметричный рисунок из четырех точек привлек их больше, чем схематичный квадрат (p = 0,049).
Результаты исследования демонстрируют, что тяга к изображениям, напоминающим лица, вряд ли можно считать адаптацией к родительской заботе. Возможно, эта особенность позволяет лучше распознавать сородичей и других животных. Однако авторы допускают, что она и вовсе не несет никаких полезных функций. В таком случае зрительная система позвоночных животных просто более чувствительна к изображениям с «тяжелым верхом».
Многие считают черепах не слишком умными, однако их интеллектуальные способности, похоже, попросту недооценивают. Как показывают эксперименты, сейшельская и галапагосская черепахи способны научиться распознавать стимул и выбирать между несколькими стимулами. Интересно, что в группе они учатся лучше, чем в одиночку, и сохраняют память об эксперименте на месяцы и даже годы.
Сергей Коленов
Это напоминает игровое поведение
Исследователи из Германии поместили дрозофил в арену с вращающимся диском и обнаружили, что небольшая часть мух проводит на этом диске какое-то время и, возможно, получает удовольствие от вращения. Такое поведение очень похоже на игровое, однако его нейронные корреляты еще предстоит изучить. Препринт опубликован на bioRxiv.org. Люди и нечеловеческие животные любят играть. Причем не только млекопитающие: игровое поведение замечали у птиц, гекконов и даже рыб. Игровое поведение отличается от любого другого: оно должно не иметь отношения к выживанию, быть произвольным и преднамеренным, повторяющимся, но не стереотипным, и происходить не в условиях стресса. Не так давно исследователи обнаружили, что играют даже беспозвоночные — шмели без всякой практичной цели катали деревянные шарики, а у бумажных ос и пауков замечали социальную игру. Однако игра беспозвоночных, которую ученым удалось зафиксировать, была ограничена взаимодействием с сородичами или предметами. Теперь Тельман Трифон (Tillman Triphan) и Вольф Хюттерот (Wolf Huetteroth) из Лейпцигского университета обнаружили, что плодовые мушки дрозофилы (Drosophila melanogaster) не прочь покрутиться на вращающемся диске. И это уже другой тип игры, если такое поведение все-таки можно назвать игрой. Самцов дрозофил (112 штук) поместили в экспериментальную арену, где у них был свободный доступ к пище и постоянно вращающийся диск на уровне пола. Мухи могли запрыгивать на этот диск или, наоборот, избегать его, или же игнорировать. Контрольных мух (194 штуки) в свою очередь поместили в такую же арену, где диск не вращался. Несколько дней за мухами наблюдали, не вмешиваясь. Поскольку дрозофилы могли сами решать, залезать на диск или нет, это отличалось от вынужденного пассивного движения, которое вызывает у мух стресс. Большинство дрозофил (60 штук) проигнорировало вращающийся диск — они не избегали его, но и не выражали большого интереса. Еще 18 дрозофил избегали вращающегося диска и большую часть времени провели за едой. Однако общая продолжительность времени, которое мухи провели на диске, было выше, когда диск вращался. Небольшое подмножество мух (10 штук) более 5 процентов времени сидело на диске и чаще возвращались на него, если покидали. Тогда исследователи поместили на арену два диска, которые вращались попеременно по 5 минут. В итоге 33 мухи, которые проводили больше времени на диске в прошлом испытании, здесь перемещались с диска на диск — чтобы покрутиться. То есть они намеренно и неоднократно садились на крутящийся диск, и, таким образом, стало ясно, что вращение им нравится. Возможно, такое вращение каким-то образом улучшает проприорецепцию дрозофил (то есть чувство собственного тела) и сенсомоторный контроль. Однако требуются дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какая нейронная активность за этим стоит. Недавно ученые Великобритании обнаружили, что некоторые обезьяны кружатся на веревках до головокружения — и, видимо, получают от этого удовольствие.