Германский аэрокосмический центр (DLR) проведет испытания трех лазерных авиационных датчиков, которые, как предполагается, позволят заменить на самолетах воздушные сенсоры. Как пишет Aviation Week, для испытаний датчиков разработчики модифицируют бизнес-джет Dassault Falcon 20. Первые летные испытания планируется провести в 2022 году.
Сегодня на самолетах для измерения некоторых параметров полета используются воздушные датчики, определяющие влажность воздуха, давление и скорость воздушного потока. Хотя такие датчики достаточно надежны, они требуют долгой и тщательной калибровки при обслуживании, а также подвержены обледенению, из-за чего в некоторых случаях могут выдавать неверные показания.
Разработчики предполагают, что лазерные системы измерения будут более точными и не будут нуждаться в длительной калибровке. Разработка лазерных датчиков ведется в рамках проекта FAME (Future Air-Data System Module Evaluation, оценка перспективных систем летных данных).
В рамках проекта планируется провести испытания трех типов сенсоров: лазерный доплервоский анемометр для измерения относительной скорости ветра (скорость полета, угол атаки, боковое скольжение), датчик рэлеевского рассеяния для измерения температуры воздуха за бортом и лазерный абсорбционный спектроскоп для определения атмосферного давления и расчете на основе полученных данных высоты полета.
Разработчики утверждают, что лазерное излучение датчиков будет полностью безопасно для глаз. Каждый сенсор способен производить до одной тысячи измерений в секунду, причем измерение параметров ведется для точек в пространстве, удаленных от самолета на один метр.
Благодаря установке датчиков на самолет, можно будет отказаться от выступающих трубок обычных воздушных сенсоров. Лабораторные испытания датчиков уже состоялись. Теперь разработчики занимаются созданием компактных лазерных измерительных устройств, которые можно будет установить на бизнес-джет.
В прошлом году DLR испытал прототип электрической противообледенительной системы для самолетов, которая позволит бороться с обледенением передней кромки крыла в полете. Новая система выполнена на основе токопроводящего углеволокна.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».