Дети, которые в начальных классах смотрят телевизор более двух часов в день, отстают от сверстников по чтению, а те, кто использует компьютер более часа в день, хуже осваивают счет. В то же время видеоигры никак не связаны с успеваемостью младших школьников. К такому выводу пришли австралийские психологи, которые в течение двух лет оценивали влияние компьютера, игр и телевидения на успеваемость 1239 детей в возрасте восьми-девяти лет. Статья опубликована в журнале PLOS One.
Использование компьютера и смартфона, просмотр телевизора и увлечение видеоиграми давно стали популярным видом досуга среди школьников, поэтому их влияние на жизнь детей ученые изучают с разных сторон. Некоторые подобные исследования указывают на риски для здоровья, такие как ожирение и нарушение сна, а в других работах авторы говорят о воздействии на психическое здоровье детей. Напротив, есть публикации, которые обсуждают роль медиа в формировании социальных связей и подчеркивают положительное влияние видеоигр на усвоение детьми различных навыков.
На этом фоне также возникает вопрос о значении медиа в обучении: с одной стороны, их использование делает информацию доступной, облегчает поиск и ускоряет коммуникацию, но с другой — может тормозить развитие отдельных навыков или снижать успеваемость в целом.
Группа психологов под руководством Лизы Манди (Lisa Mundy) из Мельбурнского университета провела долгосрочное исследование влияния просмотра телевизора, использования компьютера и увлечения видеоиграми на успеваемость младших школьников. В исследовании приняли участие 1239 детей из третьих классов 43 мельбурнских начальных школ. К концу исследования дети уже учились в пятом классе.
Исследователи ежегодно посещали каждую школу и с согласия родителей тестировали детей с помощью Национальной программы оценки грамотности и навыков счета (NAPLAN). NAPLAN измеряет академическую успеваемость в четырех областях: чтение, письмо, счет и языковые навыки (орфография, грамматика и пунктуация). Выполнение теста по каждому предмету оценивается от 0 до 1000 баллов, причем учащиеся третьего класса в возрасте 8–9 лет с результатом меньше 270 считаются успевающими ниже национального минимального стандарта, а в пятом классе для возраста 10–11 лет минимальный стандарт составляет 374. О том, сколько часов в будние и выходные дни ребенок проводит за просмотром телевизора, в интернете или за игрой исследователям рассказывали родители.
Исследователи обнаружили, что у детей, которые в возрасте 8–9 лет смотрели телевизор более двух часов в день, в возрасте 10–11 лет результаты NAPLAN по чтению были ниже возрастной нормы на 12 баллов: это соответствует задержке в обучении примерно на четыре месяца. Среди пятиклассников, которые в третьем классе пользовались компьютером более одного часа в день, оценки NAPLAN по арифметике оказались на 12 баллов ниже возрастной нормы. Примечательно, что связи между видеоиграми и успеваемостью ученые не обнаружили.
Авторы заключили, что длительный просмотр телевизора связан со снижением академической успеваемости по чтению, а использование компьютера с течением времени может отрицательно сказаться на арифметических способностях. Отсутствие связи между успеваемостью и видеоиграми ученые объяснили тем, что в этом возрасте родители контролируют время, которое ребенок за ними проводит.
То, что разные способы досуга по-разному влияют на жизнь детей, подчеркивают и другие исследователи. Так, канадские ученые выяснили, что видеоигры не связаны с увеличением симптомов депрессии по сравнению с просмотром телевизора и использованием социальных сетей у подростков.
Екатерина Рощина