Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Экологи построили глобальную карту антропогенного влияния на мировой океан

Аквафермы на побережье северо-восточной провинции Китая Ляонин

NASA Earth Observatory

Экологи создали первую карту, которая показывает, какая часть территории океана подверглась влиянию человека в масштабе планеты. В статье, опубликованной в Nature Sustainability, ученые собрали данные о всей морской инфраструктуре, которая была возведена людьми. Выяснилось, что примерно 0,008 процента мирового океана было модифицировано в ходе строительства, однако след, который создают нефтяные вышки и другие конструкции, охватывает намного большие территории.

Урбанизация считается одним из основных факторов, способствующих утрате биоразнообразия в наземных экосистемах. Однако влияние человека заметно не только на суше, но и в воде. Как показывают исследования, только в США более половины естественных береговых линий в городах заменены морскими дамбами, волнорезами и другими сооружениями, что повлияло на морское разнообразие и функционирование экосистем. Однако полный анализ того, как люди повлияли на мировой океан, до сих пор не проводился.

Ана Багнот (Ana Bugnot) из Сиднейского университета вместе с коллегами проанализировала информацию о нефтяных вышках, ветряных электростанциях, телекоммуникационных кабелях, коммерческих портах, мостах и тоннелях, волнорезах, искусственных рифах и аквакультурных фермах, которые были построены до 2018 года. На основе этих данных ученые построили карту океанского ландшафта, которая показала, что водные сооружения, возведенные человеком, занимают площадь равную 32 тысячам квадратных километров.

Однако влияние, которое они оказывают на окружающую среду, распространяется намного дальше: по оценкам исследователей, след конструкций охватывает примерно 1— 3,4 миллиона квадратных километров. При этом масштабы преобразования океанического ландшафта зависели от типа инфраструктуры. Так, выяснилось, что шумовое загрязнение от коммерческих портов способно распространяться на расстояние до 20 километров, и на их долю приходится основная часть антропогенных модификаций.

По мнению ученых, это тревожные показатели, так как ожидается, что объем энергодобывающей инфраструктуры и акваферм к 2028 году по некоторым оценкам возрастет на 50-70 процентов. Авторы надеются, что их работа сможет привлечь внимание к важности сохранения морской среды, и что полученные ими результаты могут стать отправной точкой для дальнейших исследований и помогут создать инструменты для мониторинга за строительством инфраструктур на постоянной основе.

Шумовое загрязнение — проблема для многих экосистем. Так, ученые показали, что видовое разнообразие птиц в Великобритании связано с близостью к дороге.

Кристина Уласович

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.