Астрономы нашли самый быстровращающийся белый карлик

Астрономы отыскали самый быстровращающийся белый карлик из известных на сегодняшний день. Он совершает один оборот вокруг своей оси за 29,6 секунды и входит в состав промежуточного поляра — разновидности катаклизмической двойной системы. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Катаклизмические переменные представляют собой тесные двойные системы, состоящие из белого карлика и обычной звезды или гиганта, которые демонстрируют неравномерные сильные изменения своей яркости. В таких системах белый карлик активно отбирает вещество звезды-компаньона, образуя вокруг себя аккреционный диск. Катаклизмические переменные делятся на несколько классов, один из них — поляры, в которых белый карлик, обладая достаточно мощным магнитным полем, способен разрушить аккреционный диск вокруг себя. Однако существуют так называемые промежуточные поляры, в которых может существовать внешняя часть аккреционного диска, тем не менее, по мере приближения к белому карлику, вещество будет следовать уже по силовым линиям его дипольного магнитного поля, попадая в области полюсов карлика и создавая поток рентгеновского излучения.

Группа астрономов во главе с Раймундо Лопесом де Оливейрой (Raimundo Lopes de Oliveira) из Федерального университета Сержипи опубликовала результаты наблюдений за системой CTCV J2056-3014 при помощи рентгеновского космического телескопа «XMM-Newton». Система находится на расстоянии около 853 световых лет от Солнца и считалась кандидатом в промежуточные поляры с периодом обращения компонентов вокруг друг друга в 1,76 часа.

Общая светимость системы в диапазоне энергий рентгеновских квантов 0,3–12 килоэлектронвольт составила около 1,8×1031 эрг в секунду, кроме того, в ней не наблюдается существенного поглощения рентгеновского излучения. Это позволило астрономам классифицировать CTCV J2056-3014 как промежуточный поляр низкой светимости, в котором идет умеренная (6×10–12 масс Солнца за год) аккреция вещества со звезды-компаньона на белый карлик, обладающий не очень большим магнитным полем. Уникальным свойством этой системы стала скорость вращения белого карлика, определенная по пульсациям излучения, — он совершает один оборот вокруг своей оси за 29,6 секунды, что является рекордным значением на сегодняшний день. Астрономы предполагают, что систем, подобных CTCV J2056-3014, может быть достаточно много, а найти их должен помочь телескоп eROSITA, установленный на российско-германской космической обсерватории «Спектр-РГ».

Ранее мы рассказывали о том, как был найден новый рентгеновский затменный поляр — необычная и редкая разновидность катаклизмических переменных систем.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел пару джетов у двойной протозвезды