Кузнечики проигнорировали ультразвуковые сигналы летучих мышей-хищников

Ученые выяснили, что кузнечики лесов Неотропики используют упреждающие меры защиты от хищников - стрекочут не больше двух секунд за ночь, - хотя слышат ультразвуковые сигналы летучих мышей и могли бы затаиваться только при их приближении. Дело в том, что в отношения хищника и жертвы вступает третья сторона — другие летучие мыши, которые не питаются кузнечиками. Большинство эхолокационных сигналов принадлежит им, и связь между ультразвуком и хищником нарушается. Статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

От хищника можно защищаться заранее, избегая встречи с ним. Например, маскироваться или меньше двигаться, чтобы быть незаметным. Такие способы защиты называются проактивными. Если же хищник поблизости или уже заметил жертву, необходимо действовать реактивно — затаиться, защищаться или убегать.

Баланс между проактивной и реактивной защитой у каждого вида, а иногда и отдельных особей, свой. Так, многие насекомые-жертвы летучих мышей научились слышать эхолокационные сигналы хищников и могут действовать реактивно — например, менять курс полета, почувствовав приближение охотника. А тем насекомым, которые не умеют различать ультразвук, приходится прибегать к проактивным методам защиты: летать реже и беспорядочнее, прятаться в растительности.

Бывают и менее очевидные ситуации. Многие кузнечики слышат эхолокационные сигналы, и некоторые виды перестают стрекотать при приближение летучих мышей. Однако в лесах Неотропики (Южной и части Центральной Америки) обитает множество разных летучих мышей, все они используют эхолокацию, но многие из них не охотятся на кузнечиков. Непонятно, как насекомые действуют в этой ситуации — защищаются реактивно и реагируют на любой ультразвуковой сигнал, даже если он не сигнализирует об опасности, или же игнорируют звуки летучих мышей и осторожничают всегда — например, реже стрекочут.

Группа ученых из США под руководством Лорел Саймс (Laurel Symes) из Корнеллского университета провели эксперимент с представителями 11 видов настоящих кузнечиков (Tettigoniidae), которых собрали на острове в Панаме. Насекомых держали в сетчатых клетках на границе леса и записывали их стрекот в течение суток. Затем кузнечикам проигрывали звуки бахромчатогубых листоносов (Trachops cirrhosus) или белый шум и снова регистрировали стрекот.

Во второй части эксперимента ученые записывали активность чувствительных к ультразвуку нейронов TN-1, чтобы убедиться, что кузнечики действительно слышат сигналы летучих мышей.

Нейроны TN-1 всех 11 видов кузнечиков оказались чувствительными к ультразвуковым сигналам. Тем не менее, насекомые (кроме одного вида, Cocconotus wheeleri) не переставали стрекотать, когда им включали звуки летучих мышей. Половина видов стрекотали одинаково как под сигналы листоносов, так под белый шум или в тишине, остальные издавали звуки под белый шум чаще, чем в других двух условиях.

В целом же кузнечики стрекотали редко и издавали короткие звуки — суммарно одного кузнечика можно было слышать всего в течение двух секунд за ночь. И у единственного вида — того самого, который затихал в ответ на сигналы листоносов, — стрекот длился в среднем 22 секунды каждую ночь. Ученые предположили, что кузнечики Неотропики предпочитают проактивную защиту и стрекочут реже, чтобы не выдать себя. Реактивно реагировать на ультразвуковые сигналы, видимо, не слишком выгодно — ведь лишь четыре процента таких звуков действительно могут предупредить об опасности.

Похоже, что в отношения хищника и жертвы может вмешиваться и третья сторона — питающиеся другими насекомыми или фруктами летучие мыши. Трофически они между собой не связаны, но присутствие «безопасных» летучих мышей разрушает соответствие между сигналом опасности и хищником (ультразвуком и листоносом).

Рацион летучих мышей заметно отличается между разными группами: некоторые питаются насекомыми, некоторые — более крупными животными, а другие пьют кровь. Разнообразна также и внешность этих рукокрылых, что отражают их причудливые названия. Обо всем этом вы можете узнать из нашего теста «Мыш (летаеть)».

Врачи извлекли из мозга австралийки паразитического червя питонов