Американские инженеры создали самоходного робота для эндоскопии. Он закрепляется на конце кабеля, с электрическими проводами и трубками, но двигается не посредством проталкивания кабеля врачом, а самостоятельно — за счет гусеничных приводов по бокам. Разработчики успешно испытали устройство как на кишечнике свиньи, так и на живой свинье, и рассказали о результатах на конференции ICRA 2020.
Колоноскопия — это эффективный способ диагностики многих заболеваний кишечника, в том числе позволяющий выявить на ранних стадиях злокачественные новообразования. Многие медики рекомендуют пациентам старше 45-50 лет проводить колоноскопию ежегодно, но фактически многие не соблюдают эти предписания из-за особенностей процедуры. Во время колоноскопии эндоскоп с полужесткой трубкой механически продвигается вперед врачом за наружную часть трубки. В некоторых случаях, например, при резком изгибе кишечника, конец эндоскопа упирается в стенку и его приходится продавливать вперед сильнее и пытаться повернуть в нужную сторону, что может причинять болезненные ощущения, если процедура проводится без наркоза. Из-за этого инженеры работают над полностью или частично автономными эндоскопами, которые могли бы передвигаться самостоятельно и исключить такие случаи.
Инженеры из Университета штата Колорадо в Боулдере под руководством Марка Рентшлера (Mark Rentschler) создали самоходный колоноскоп, в который, в отличие от аналогов, интегрированы все стандартные инструменты, необходимые врачу для проведения процедур. В ширину размер робота составляет три сантиметра, а в толщину и длину — 2,3 и шесть сантиметров соответственно. На конце расположены инструменты: камера, два светодиода, каналы для подачи воды или воздуха, а также порт для дополнительного оборудования, в том числе для биопсийных щипцов. С другой стороны робот соединен с кабелями для подачи энергии и сигналов, а также трубками для воды и воздуха.
По бокам робота на его больших гранях находятся по две ленты гусеничного привода. На них есть небольшие выступы, обеспечивающие сцепление с поверхностью слизистых оболочек. В роботе два таких привода, каждый из которых проступает с двух сторон, поэтому всего у него четыре пятна контакта со стенками кишечника. Каждая гусеница приводится в движение отдельным мотором в основании робота через червячную передачу. В нынешней версии робот находится под управлением врача, который может продвигать его вперед или назад, а также поворачивать. В будущем разработчики будут пытаться автоматизировать его движение.
Авторы провели испытания колоноскопа ex vitro и in vivo. Во время испытаний на живой свинье разработчики успешно подали в кишечник воздух для увеличения давления и воду, чтобы промыть поверхность объектива камеры, испытали съемку со светодиодной подсветкой и взяли несколько образцов слизистой оболочки при помощи биопсийных щипцов. Однако испытания основной функции оказались неудачными: из-за небольшого диаметра сигмовидной кишки (в два раза меньшего, чем у человека) стенки кишечника слишком сильно давили на гусеницы. При испытаниях на отдельном свином кишечнике авторы надули его до размеров человеческого и после этого робот двигался без проблем со скоростью до четырех сантиметров в секунду.
Существуют и другие проекты самоходных роботов-колоноскопов с иной конструкцией. Например, в 2017 году другая группа под руководством Марка Рентшлера создала робота, который двигается вперед за счет перистальтических движений - попеременного сжатия и расширения определенных частей. А израильские инженеры недавно испытали в свином кишечнике робота, который постоянно волнообразо изгибается и тем самым двигает себя вперед.
Григорий Копиев
А также летать, ездить и самостоятельно прокладывать маршрут
Инженеры разработали робота-трансформера под названием Morphobot M4, который может ездить как четырехколесный ровер, летать как квадрокоптер, ходить как четвероногий робот и стоять вертикально, балансируя на двух ногах-колесах. Кроме того он способен комбинировать эти режимы, чтобы преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Робот оснащен автономной системой навигации и может самостоятельно прокладывать маршрут, выбирая подходящий режим передвижения. Благодаря таким возможностям Morphobot сможет применяться для широкого спектра задач, оптимально расходуя энергию. Статья опубликована в журнале Nature Communications. Большинство из существующих сегодня типов роботов не универсальны и не могут передвигаться в любых условиях одинаково эффективно. К примеру, мультикоптеры тратят много энергии в полете и поэтому могут находиться в воздухе непродолжительное время, а колесные и ходячие роботы обладают более высокой энергоэффективностью, но ограничены передвижением по относительно ровной поверхности. Инженеры пытаются обойти эти ограничения через создание гибридных конструкций. Например, американские инженеры совместили квадрокоптер с ходячим двуногим роботом, а разработчики из Кореи собрали гибрид коптера с колесным ровером. Большинство подобных проектов объединяет один недостаток: часть конструкции робота, предназначенная для передвижения в одной среде, никак не используется при движении в другой, выступая лишь в качестве пассивного груза. Инженеры под руководством Мортезы Гариба (Morteza Gharib) из Калифорнийского технологического института решили создать гибридного робота, все части конструкции которого принимают участие в разных типах движения. В результате у них получился робот-трансформер Morphobot M4, который представляет собой гибрид квадрокоптера и четырехколесного робота. Его масса около шести килограмм, а многие детали выполнены из углеволокна и с помощью 3D-печати. В режиме колесного ровера длина робота составляет 0,7 метра, а ширина и высота 0,35 метра. Четыре колеса робота диаметром 0,25 метра расположены на концах балок, которые играют роль подвижных конечностей. Они могут отклоняться сервомоторами в двух направлениях продольно и перпендикулярно в сторону от корпуса. Колеса приводятся в движение отдельными электромоторами. При трансформации в квадрокоптер обода выступают в роли защитных бамперов для воздушных винтов, расположенных внутри колес с электромоторами в осях, а четыре конечности робота разворачиваются, направляя плоскости пропеллеров параллельно поверхности земли. Корпус робота в этом режиме поддерживается расположенными снизу посадочными опорами. Суммарная тяга всех четырех винтов составляет около девяти килограмм. Morphobot может комбинировать два основных режима, например, для того чтобы преодолевать препятствия, которые он не может переехать. Для этого роторы в одной части робота разворачиваются в полетный режим, а вторая пара конечностей продолжает опираться на колеса. Таким образом робот может забираться на крутые склоны с наклоном больше 45 градусов, затрачивая меньше энергии, чем при полноценном полете в режиме квадрокоптера. Также используя пару винтов только с одной стороны М4 может принять вертикальное положение, балансируя на двух колесах, напоминая при этом двуногий ходячий робот. В режиме ровера М4 может регулировать высоту корпуса относительно поверхности, выдвигая конечности с колесами вперед и назад. Это может пригодиться для преодоления препятствий с ограничением по высоте. Робот также может ходить как четвероногий, перебирая конечностями с колесами как ногами, это может пригодится для преодоления неровностей на пути. Помимо этого, М4 способен использовать конечности с колесами в роли манипуляторов, ухватывая и удерживая предметы с помощью колесных ободов. В качестве примера разработчики продемонстрировали, как робот удерживает таким образом небольшой шар, балансируя при этом на двух колесах в вертикальном положении. Morphobot может передвигаться автономно, трансформируясь в наиболее подходящий в текущей ситуации режим. Для низкоуровневого управления используются два отдельных микроконтроллера, которые отвечают за движения колес и конечностей в режиме ровера и за полет в режиме коптера. Навигация и планирование маршрута происходят с помощью компьютера Jetson Nano, который использует данные об окружении, поступающие со стереокамеры Intel RealSense. На борту также есть инерционный измерительный модуль, средства беспроводной коммуникации для удаленного управления и батарея емкостью 4000 миллиампер-час. https://www.youtube.com/watch?v=S4eQXXxUnNE По словам разработчиков, такие способности позволят использовать подобных роботов-трансформеров для широкого спектра задач, например, для поиска и спасения людей во время стихийных бедствий, или в качестве робота для исследования космоса. Ранее мы рассказывали о другом дроне-трансформере с необычной конструкцией под названием DRAGON, которого построили японские инженеры. Он состоит из нескольких сегментов, может менять форму прямо в полете, захватывать предметы, огибая их с двух сторон и поворачивать вентили.