Российские разработчики приступили к испытаниям модифицированной версии ударного вертолета Ми-28Н, которая, как предполагается, сможет выполнять полеты на большей крейсерской скорости, чем базовая модель. Согласно сообщению госкорпорации «Ростех», на вертолет установили несущий винт, лопасти которого имеют саблевидные законцовки. Разработчики намерены показать модифицированный вертолет на форуме «Армия-2020», который стартует 23 августа.
В 2018 году генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского Кирилл Сыпало заявил, что институт совместно с опытно-конструкторским бюро имени Миля разработал несколько технологий, которые позволят существенно увеличить скорость современных вертолетов. По его словам, скорость некоторых машин может быть увеличена до 400 километров в час. Главной разработкой Сыпало назвал несущий винт новой конструкции.
Подробности о несущем винте с лопастями, законцовки которых имеют саблевидную форму, не раскрываются. Разработчики утверждают, что такая форма законцовок позволяет нивелировать негативные аэродинамические эффекты, присущие классическим несущим винтами с прямыми лопастями. О каких именно эффектах идет речь, не уточняется. Наибольшими проблемами в области разработки несущих винтов являются флаттер и эффект «запирания».
В 2016 году российские разработчики испытали демонстратор технологий скоростного вертолета, созданного на базе транспортно-боевого вертолета Ми-24. Во время испытаний машина сумела разогнаться до скорости 405 километров в час, что является неофициальным рекордом среди вертолетной техники. Этот демонстратор был оснащен несущим винтом, законцовки лопастей которого имели каплевидную форму. Разработчики утверждали, что именно такая форма позволяет эффективно избегать флаттер и эффект «запирания».
Флаттер и эффект «запирания» несущего винта являются главными ограничивающими факторами на пути создания скоростного вертолета. Флаттером называются самовозбуждающиеся незатухающие колебания лопастей несущего винта, возникающие при определенной скорости вращения. Это явление может приводить к резкой потере подъемной силы винта и его разрушению. Эффект же «запирания» заключается в том, что при большой скорости вращения тяга винта перестает расти несмотря на увеличение передаваемой на него мощности. Это связано с возникновением участков со сверхзвуковым течением воздуха на лопастях.
Следует отметить, что винты, законцовки лопастей которых имеют саблевидную форму, уже несколько лет успешно используются на самолетах для преодоления эффекта «запирания». Воздушные винты с такими лопастями, например, ставятся на европейские транспортные самолеты A400M, а также некоторые учебно-тренировочные и легкие штурмовые самолеты. На этих машинах использование саблевидных лопастей позволило несколько увеличить скорость полета.
Василий Сычёв
ВМС США впервые применили разведывательный беспилотный вертолет MQ-8C Fire Scout в боевом развертывании. Как сообщает Northrop Grumman, это произошло 14 декабря на борту корабля ближней морской зоны «Милуоки».