У четвероногих за образование пальцев и остальных элементов скелета конечностей отвечают две разные программы развития, сообщается в Science Advances. К такому выводу пришли биологи, изучив эмбриональное развитие плавников рогозуба — австралийской двоякодышащей рыбы, наиболее близкой по строению к тем двоякодышащим, которые жили на планете в период появления наземных позвоночных. У рогозуба изменения экспрессии генов, нужные для формирования пальцев, не происходят.
Примерно 380 миллионов лет назад, в девоне, от лопастеперых рыб произошли наземные четвероногие позвоночные (Tetrapoda). Как следует из названия, у них в отличие от рыб уже были ноги, а не плавники. Как из конечностей одного типа возникли конечности совсем другого типа и плана строения, не вполне ясно. О происхождении их проксимальных (более близких к туловищу) элементов — плечевых, локтевых, лучевых костей и их функциональных аналогов в задних конечностях — известно больше, а о том, как и из чего возникли дистальные (удаленные от основания) элементы — пальцы, понятно немногое. Интересно, что хотя у всех современных четвероногих изначально по пять пальцев, у ряда ископаемых форм, например у тулерпетона, их было шесть, а у кого-то даже больше.
По одной из теорий, которую поддерживает, в частности, известный специалист по палеонтологии и эволюционной биологии развития Нил Шубин, пальцы возникли из радиалий — костных плавниковых лучей. Существуют некоторые ее доказательства: например, если у эмбрионов рыб данио-рерио подавить работу гена Hox13, который у четвероногих отвечает за развитие пальцев, то радиалии в плавниках данио не появятся, как если бы они были пальцами. Та же теория гласит, что начало пальцам давал не каждый плавниковый луч, а только те, что находятся по заднюю (удаленную от головы рыбы) сторону от оси конечности и называются постаксиальными. То есть кисть или стопа наземного позвоночного — это бывшая задняя сторона плавника лопастеперой рыбы.
Проблема в том, что исследования, которые предоставляют данные в пользу такого варианта происхождения пальцев, проводили на лучеперых рыбах (в том числе данио-рерио), которые эволюционно весьма далеки от предков четвероногих. Есть вероятность, что у них конечности развиваются по-другому и не функционируют некоторые регуляторные пути, которые могли бы работать у древних лопастеперых. Поэтому биологи из Австралии, Германии и Италии под руководством Йоста Волтеринга (Joost Woltering) из Констанцского университета изучили эмбриональное развитие конечностей у рыбы, максимально близкой к древним лопастеперым, — рогозуба Neoceratodus forsteri.
Ученые проследили за тем, в каких частях плавника эмбриона рогозуба и на каких стадиях развития экспрессируются гены hoxa13, alx4, hand2, hoxd13 и ряд других. Все они дают позиционную информацию — помогают клеткам «понять», в какой части тела они находятся, кто их окружает и какую специализацию следует приобрести. Данные по рогозубу сравнили с тем, что было уже известно об экспрессии названных генов в конечностях лучеперых рыб и четвероногих.
Пространственные различия в активности hoxa13, alx4, hand2, hoxd13 у Neoceratodus forsteri оказались похожи на те, что наблюдаются у лучеперых рыб. Первые два экспрессируются преаксиально, то есть с передней стороны плавника, а вторые два — постаксиально. У рогозуба уже формируются подобия проксимальных элементов скелета конечностей, характерные для четвероногих, но пальцев еще нет. Нет и стадий, когда hand2 и hoxd13 начинают работать не только в задней части кончика плавника, но и в передней (у четвероногих они активны во всех пальцах). Иными словами, у этой рыбы при эмбриональном развитии еще не наблюдается тех изменений в экспрессии генов, которые у четвероногих приводят к формированию пальцев.
Таким образом, данные об образовании плавников у рогозубов говорят в пользу того, что для появления проксимальных и дистальных элементов скелета конечностей нужны разные пространственные распределения экспрессии генов. Одно формируется на базе другого: сначала в соответствии с близостью к передней или задней стороне конечности начинают работать hoxa13, alx4, hand2, hoxd13 (первый — «самый передний», последний — «самый задний»), а потом hand2 и hoxd13 как бы захватывают территории hoxa13 и alx4 и дают сигнал на формирование пальцев. Подобный сценарий, только уже в эволюционном масштабе, а не в рамках одного эмбриона, мог разворачиваться при возникновении первых четвероногих.
В 2019 году в исследовании на цихлидах ученые показали, что эпителий вкусовых сосочков и зубы могут формироваться из одних и тех же клеток-предшественниц. То, какая клетка получится, зависит от активности костных морфогенетических белков (BMP). В будущих зубах они работают, а в будущих вкусовых сосочках — нет. Это означает, что теоретически ткани зуба можно формировать из стволовых клеток для эпителия, если активировать в них BMP.
Светлана Ястребова
Это произойдет из-за утраты местообитаний, если не снизить антропогенное воздействие
Если не ограничить антропогенные выбросы парниковых газов, то при текущих тенденциях землепользования и распределения населения в Европе к 2061–2080 годам 76 процентов видов шмелей лишится 30 процентов площади своих местообитаний. Это поставит их под угрозу вымирания. Такие выводы содержит статья, опубликованная в журнале Nature. В мире более 90 процентов дикорастущих растений и более 75 процентов сельскохозяйственных культур опыляют насекомыми-опылителями. В последние десятилетия их популяциям угрожает потепление климата, загрязнение воздуха, некорректное применение пестицидов, неустойчивое землепользование и ряд других проблем, из-за которых их численность снижается во всем мире. В умеренных и высоких широтах северного полушария главными насекомыми-опылителями выступают шмели, организм которых адаптирован к холодным условиям. Согласно некоторым национальным отчетам (например, бельгийскому и нидерландскому), в Европе уже наблюдается локальное вымирание до четверти видов шмелей. Ученые под руководством Гийома Гисбена (Guillaume Ghisbain) из Брюссельского свободного университета смоделировали, как изменится численность шмелей разных видов в Европе в течение XXI века, используя наборы данных о климате, землепользовании и населении из проекта ISIMIP2b и обучая модели экологических ниш на данных о присутствии и численности шмелей с географической привязкой. Они использовали три сценария социоэкономического развития (SSP 1-2.6; SSP 3-6.0 и SSP 5-8.5), предполагающие низкие, умеренные или высокие антропогенные выбросы парниковых газов соответственно. Авторы исследования пришли к выводу, что даже при существенном ограничении антропогенных выбросов парниковых газов к 2061–2080 годам 32 процента видов шмелей, внесенных МСОП в список «вызывающих наименьшее опасение», потеряют не менее 30 процентов площадей пригодных для их жизни местообитаний. Если же не ограничить эти выбросы, то с потерей почти трети местообитаний столкнется уже 76 процентов видов европейских шмелей. Таким образом, эти виды шмелей окажутся в категории «находящиеся под угрозой исчезновения». Сильнее всего пострадают местообитания шмелей в Бельгии, Германии, северной Франции и Нидерландах, но в целом вся территория Европы ниже 60 градуса северной широты рискует стать малопригодной для обитания шмелей. Рефугиумом для некоторых видов шмелей может стать Фенноскандия, если на ее территории не усилится действие каких-либо неучтенных антропогенных факторов. Подробнее о причинах и последствиях кризиса насекомых-опылителей в биосфере можно прочитать в нашем материале «Проблема жъжъь».