Вместо оленей основой рациона кистеухой белки-«вампира» оказались семена

Зоологи проследили за тем, чем питается кистеухая белка Rheithrosciurus macrotis с острова Борнео, которой местные жители приписывают охоту на оленей. Оказалось, что главная ее пища — семена, притом очень ограниченного числа видов растений. Кроме того, кистеухая белка чаще других животных своей экосистемы ест плоды дерева Canarium decumanum, чем, по всей видимости, способствует его расселению и поддерживает его численность. Препринт научной статьи опубликован на сервере bioRxiv.org.

На Борнео живет несколько видов белок, в том числе кистеухая белка Rheithrosciurus macrotis. Это крупный грызун массой до двух килограммов, туловище и голова у него вместе имеют длину до 35 сантиметров, и хвост — еще примерно столько же. Резцы кистеухой белки — единственной представительницы своего рода, то есть животного с весьма специфическими характеристиками — имеют борозды, которые делают режущую кромку этих зубов похожей на пилу. Возможно, внушительные зубы и общие размеры грызуна послужили отправной точкой для легенд, что он якобы прыгает с деревьев на оленей мунтжаков и разгрызает им яремную вену. По мнению некоторых местных охотников, после того, как добыча истечет кровью, белка съедает внутренние органы.

Эти рассказы вряд ли соответствуют действительности, но и опровергнуть их сложно: о биологии кистеухой белки известно очень мало, никто пока не мог проследить, чем она питается. Только теперь сотрудники нескольких исследовательских учреждений Брунея и США во главе с Марком Лейтоном (Mark Leighton) из Гарвардского университета обработали наблюдения кистеухих белок и других видов животных, которые в 1985–1992 годах произвели квалифицированные зоологи в национальном парке Гунунг-Палунг в Индонезии.

Исследователи определяли, что ело каждое животное, и затем считали частоту потребления того или иного продукта для конкретного вида. Всего удалось пронаблюдать за пищевым поведением 82 видов позвоночных, но больше всего информации собрали про приматов и грызунов.

Изначально ученые предполагали, что большую часть рациона кистеухой белки будут составлять плоды и семена с очень твердыми оболочками, так как зубы и жевательные мышцы Rheithrosciurus macrotis подходят для обработки такой пищи больше, чем у любого другого животного лесов национального парка. По мнению зоологов-авторов исследования, это может свидетельствовать о том, что эта белка имеет очень узкую экологическую специализацию.

Предположения в целом подтвердились. Кистеухих белок за едой заставали 79 раз, и они неизменно поедали части одного из пяти видов растений, в то время как другие животные были гораздо менее разборчивы и питались растениями, относящимися в среднем к 10 разным родам. В 61 наблюдении R. macrotis ели семена дерева канариума Canarium decumanum, оболочки которых очень твердые. Другие виды, напротив, почти не были замечены за поеданием таких семян, на них приходится только 12 процентов случаев употребления Canarium decumanum. Кроме кистеухой белки их ели только бородатые свиньи (Sus barbatus) и кремовые белки (Ratufa affinis), челюсти и зубы которых тоже весьма мощные.

Получается, что Rheithrosciurus macrotis — действительно высокоспециализированные в плане диеты животные. Если какой-то из пяти видов растений ее рациона исчезнет, под угрозой окажется и сама белка. Кроме того, раз почти никто больше не ест семена канариума, вероятно, главную роль в их распространении играет именно R. macrotis: теоретически кистеухие белки подобно нашим рыжим Sciurus vulgaris могут делать тайники с пищей, а потом про них забывать. Растения рода Canarium часто встречаются в лесах Борнео, так что может быть, что кистеухая белка за счет своей диеты оказывает сильное влияние на состояние таких лесов.

Впервые хорошие кадры с участием кистеухой белки удалось получить лишь недавно, в 2015 году. Хороших фотографий R. macrotis тоже долгое время не было. Поэтому о том, что хвост этого грызуна по объему на 30 процентов превосходит остальное его тело, узнали только летом 2014. Такое соотношение размеров означает, что кистеухая белка — млекопитающее с самым пышным относительно своих общих габаритов хвостом.