Агрессия лебедей оказалась направлена в основном на сородичей

Биологи выяснили, что агрессивное поведение лебедей в первую очередь направлено на особей того же вида и реже — на других птиц. Представители лишь одного из трех изученных видов лебедей были агрессивнее других птиц, и авторы статьи в журнале Avian Research подвергли сомнению представление, что агрессия лебедей приводит к снижению численности и миграции других популяций.

Лебедей считают агрессивными птицами — существует множество свидетельств их нападений как на сородичей, так и на других водных птиц. Лебеди могут принимать угрожающие позы, раскинув крылья, клевать или бить соперника крыльями; такие нападения могут даже заканчиваться смертью атакованных птиц.

Однако систематичные исследования (в противоположность описаниям отдельных случаев) поставили под сомнение репутацию лебедей как агрессоров — оказалось, что те ведут себя задиристо не чаще, чем другие водные птицы, а их действия не приводят к сокращению численности или миграции других популяций.

Тем не менее защитники природы по всему миру продолжают подозревать лебедей в притеснении других птиц, в том числе и охраняемых видов. Однако заслуживающих доверия сведений о том, как агрессивное поведение лебедей влияет на другие виды, недостаточно, чтобы делать однозначные выводы.

Ученые из Великобритании под руководством Пола Роуза (Paul Rose) в течение двух зим (2018/2019 и 2019/2020) наблюдали за поведением лебедей с помощью веб-камер благотворительной организации Wildfowl & Wetlands Trust, установленных у двух озер в Великобритании. В этих озерах обитает по два вида лебедей и множество других птиц меньшего размера.

Наблюдатели отсматривали по одному часу (утром, в полдень или после полудня) записей за 7,5 дней в месяц в среднем. Регистрировали либо число агрессивных выпадов между птицами всех видов, либо по десять минут следили за одним лебедем и фиксировали количество и длительность актов агрессии по отношению к другим птицам (таких десятиминутных наблюдений провели 324).

Большая часть нападок, которые зарегистрировали ученые, была направлена на особей того же вида: у лебедей доля агрессии по отношению к сородичам у разных видов составила от 59 до 80 процентов (p < 0,003). Лебеди также нападали на девять из 11 других видов птиц, а на лебедей нападали восемь из 11. Только у американских лебедей (Cygnus columbianus) доля межвидовой агрессии была сильнее, чем у 8 других видов птиц (в том числе других видов лебедей).

Вопреки первоначальной гипотезе, агрессивное поведение не удалось объяснить плотностью населения лебедей: у лебедей-кликунов (Cygnus cygnus) корреляция между суммарной длительностью актов агрессии и количеством особей в озере была значительной, но объясняла лишь 19 процентов дисперсии, а у других видов такой зависимости и вовсе не было. Однако дело может быть в том, что во время наблюдений численность птиц не достигала значений, при которых ее взаимосвязь с уровнем агрессии стала бы заметной.

Авторы отметили, что результаты исследования противоречат опасениям защитников природы — те предполагают, что резкое снижение численности американских лебедей в северо-западной Европе в начале века произошло из-за агрессивного поведения других видов лебедей, чья численность возрастает. На деле же оказалось, что (по крайней мере в двух местах Великобритании) американские лебеди более агрессивны к другим видам, чем остальные лебеди, а 78 процентов нападений на них совершили сородичи.

Агрессивное поведение и его причины исследуют не только у лебедей: например, анализ данных о воробьиных помог понять, что птицы вступают в конфликты в основном с теми видами, с которыми непосредственно конкурируют за территорию или партнеров.

Странного кожана переоткрыли спустя сто лет