Биологи выяснили, что агрессивное поведение лебедей в первую очередь направлено на особей того же вида и реже — на других птиц. Представители лишь одного из трех изученных видов лебедей были агрессивнее других птиц, и авторы статьи в журнале Avian Research подвергли сомнению представление, что агрессия лебедей приводит к снижению численности и миграции других популяций.
Лебедей считают агрессивными птицами — существует множество свидетельств их нападений как на сородичей, так и на других водных птиц. Лебеди могут принимать угрожающие позы, раскинув крылья, клевать или бить соперника крыльями; такие нападения могут даже заканчиваться смертью атакованных птиц.
Однако систематичные исследования (в противоположность описаниям отдельных случаев) поставили под сомнение репутацию лебедей как агрессоров — оказалось, что те ведут себя задиристо не чаще, чем другие водные птицы, а их действия не приводят к сокращению численности или миграции других популяций.
Тем не менее защитники природы по всему миру продолжают подозревать лебедей в притеснении других птиц, в том числе и охраняемых видов. Однако заслуживающих доверия сведений о том, как агрессивное поведение лебедей влияет на другие виды, недостаточно, чтобы делать однозначные выводы.
Ученые из Великобритании под руководством Пола Роуза (Paul Rose) в течение двух зим (2018/2019 и 2019/2020) наблюдали за поведением лебедей с помощью веб-камер благотворительной организации Wildfowl & Wetlands Trust, установленных у двух озер в Великобритании. В этих озерах обитает по два вида лебедей и множество других птиц меньшего размера.
Наблюдатели отсматривали по одному часу (утром, в полдень или после полудня) записей за 7,5 дней в месяц в среднем. Регистрировали либо число агрессивных выпадов между птицами всех видов, либо по десять минут следили за одним лебедем и фиксировали количество и длительность актов агрессии по отношению к другим птицам (таких десятиминутных наблюдений провели 324).
Большая часть нападок, которые зарегистрировали ученые, была направлена на особей того же вида: у лебедей доля агрессии по отношению к сородичам у разных видов составила от 59 до 80 процентов (p < 0,003). Лебеди также нападали на девять из 11 других видов птиц, а на лебедей нападали восемь из 11. Только у американских лебедей (Cygnus columbianus) доля межвидовой агрессии была сильнее, чем у 8 других видов птиц (в том числе других видов лебедей).
Вопреки первоначальной гипотезе, агрессивное поведение не удалось объяснить плотностью населения лебедей: у лебедей-кликунов (Cygnus cygnus) корреляция между суммарной длительностью актов агрессии и количеством особей в озере была значительной, но объясняла лишь 19 процентов дисперсии, а у других видов такой зависимости и вовсе не было. Однако дело может быть в том, что во время наблюдений численность птиц не достигала значений, при которых ее взаимосвязь с уровнем агрессии стала бы заметной.
Авторы отметили, что результаты исследования противоречат опасениям защитников природы — те предполагают, что резкое снижение численности американских лебедей в северо-западной Европе в начале века произошло из-за агрессивного поведения других видов лебедей, чья численность возрастает. На деле же оказалось, что (по крайней мере в двух местах Великобритании) американские лебеди более агрессивны к другим видам, чем остальные лебеди, а 78 процентов нападений на них совершили сородичи.
Агрессивное поведение и его причины исследуют не только у лебедей: например, анализ данных о воробьиных помог понять, что птицы вступают в конфликты в основном с теми видами, с которыми непосредственно конкурируют за территорию или партнеров.
Алиса Бахарева
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.