Бактериальный вагиноз связали с микробиомом полового члена партнера

Микробиота полового члена мужчин точно предсказала частоту бактериального вагиноза у их партнерш, у которых он не наблюдался ранее. Как говорится в исследовании, опубликованном в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology, обнаружение у мужчин патогенных бактерий предсказывало развитие бактериального вагиноза с чувствительностью 80 процентов и специфичностью 75 процентов.

Эпидемиологические и микробиологические данные свидетельствуют о роли мужчин в риске развития бактериального вагиноза и его рецидивов. Например, у женщин, чьими половыми партнерами были обрезанные мужчины, наблюдалось на 40 процентов меньше случаев бактериального вагиноза в течение года, чем у женщин, занимавшихся сексом с необрезанными мужчинами. Предположительно, уменьшение этого числа связано с тем, что патогенные бактерии располагаются у необрезанных мужчин на внутренней стороне крайней плоти, которая благоволит к присутствию здесь анаэробных бактерий, вызывающих бактериальный вагиноз.

Другие исследования говорят о том, что среди моногамных гетеросексуальных пар вагинальные таксоны бактерий сильно коррелировали с таксонами пениса партнера среди пар, где женщина страдала от вагиноза, однако корреляции были существенно слабее в парах, где вагиноз у женщины не обнаруживался.

В своей работе Суприя Мехта (Supriya D. Mehta) из Университета Иллинойса в Чикаго и ее коллеги решили выяснить, насколько бактерии, выделенные из уретры и венечной борозды головки полового члена обрезанных и необрезанных мужчин, способны предсказывать возникновение бактериального вагиноза у их половых партнеров. В исследовании приняло участие 168 пар, в которых женщина изначально не страдала от бактериального вагиноза, а качественное и количественное изучение микробиома полового члена мужчины было максимально полным.

Среди исследуемых пар кумулятивная частота бактериального вагиноза составила 31,6 процента, причем среди женщин, занимавшихся сексом с обрезанными мужчинами, частота составила 27,3 процента, а с необрезанными — 37,3 (р = 0,12). При этом более половины (56 процентов) мужчин были обрезаны. У 21 процента мужчин были дополнительные сексуальные контакты, и только 3 процента женщин сообщили, что у них был иной сексуальный партнер в течение последних 6 месяцев. Использование презервативов во время последнего полового акта было не частым явлением, о чем сообщили 16,7 процента мужчин и женщин.

В устье уретры мужчин ученые выделили десять наиболее важных для прогнозирования бактериального вагиноза родов и видов бактерий. В первой тройке оказались Parvimonas, Lactobacillus iners и Fastidiosipila. При сравнении таксонов бактерий венечной борозды головки по способности прогнозировать вагиноз, ведущими оказались Enhydrobacter, Brevibacterium и Prevotella bivia. В целом эти данные не отличались у обрезанных и необрезанных мужчин.

Для двух популяций микробиома полового члена прогностическая способность, полученная при использовании трех различных статистических методов, оказалось высокой — 77,5 процента для устья уретры и 76,8 процента для венечной борозды. Используя методы машинного обучения, ученые выяснили, что общая специфичность предсказаний составляет 74,6 процента, а чувствительность — 80,7 процента. В то время как мужское обрезание было связано со снижением заболеваемости бактериальным вагинозом в предыдущих исследованиях, в классификаторах этого исследования оно имело низкий вариабельный рейтинг значимости как для устья уретры, так и для венечной борозды.

Поскольку вероятный механизм, с помощью которого мужское обрезание защищает женщину от вагиноза, заключается в уменьшении количества анаэробных бактерий в половом члене, ученые предположили, что статус обрезания сам по себе не является важным предиктором, скорее сам микробный состав полового члена играет решающую роль в предсказании вагиноза. Одна из теорий, которая могла бы объяснить присутствие патогенных бактерий на половом члене у обрезанных мужчин, говорит о появлении таких бактерий из влагалища при частом сексе. Однако эта гипотеза не может объяснить дифференциальную ассоциацию между статусом обрезания и  вагинозом, наблюдаемую в этом и других исследованиях. Альтернативное объяснение состоит в том, что связь между статусом обрезания и вагинозом обусловлена более высокой бактериальной нагрузкой полового члена у необрезанных мужчин. Точную причину этой связи еще предстоит найти.

Полученные результаты дают эмпирическое обоснование для оценки влияния лечения мужского партнера на риск развития вагиноза или его рецидива. Любое потенциальное лечение — антибиотик или вагинальные свечи с пробиотиками — должно быть эффективным для уменьшения числа бактерий на половом члене. Исследование 22 пар, в которых партнеры женщин с симптомами вагиноза получали перорально 400 миллиграмм метронидазола два раза в день и 2 процентный клиндамициновый крем местно в течение 7 дней, показало снижение распространенности и обилия патогенных бактерий в венечной борозде через 8 дней лечения, хотя это не было подтверждено в течение 28 дней. Это не было связано с повторным появлением ассоциированных с бактериальным вагинозом бактерий у женщин.

В связи с чем была выдвинута гипотеза о том, что возвращение состава микробиоценоза полового члена к исходному (болезнетворному) уровню может быть обусловлено сохраняющимися в коже полового члена, мочеиспускательном канале или простате бактерий и их повторным введением во влагалище при сексе. Необходимы более масштабные длительные исследования, чтобы понять потенциальные последствия антимикробного лечения и обрезания для микробиома полового члена и рецидива бактериального вагиноза.

В вопросах лечения бактериального вагиноза наметился потенциальный сдвиг. Недавно мы рассказывали, что вагинальные лактобациллы южноафриканских женщин оказались более устойчивыми к патогенным бактериям и что их, в перспективе, можно будет использовать для коррекции вагинального микробиома.

Вячеслав Гоменюк