При посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) аномальная физиологическая реакция может наблюдаться при воздействии не только триггера, но и любого другого эмоционального стимула, в частности — вызывающего страх или радость. Это выяснили британские ученые: они измеряли, как у участников их эксперимента меняется диаметр зрачков (сигнал о работе вегетативной нервной системы) при наблюдении за разными эмоциональными стимулами. При появлении картинки зрачок у добровольцев с ПТСР сужался меньше, а при наблюдении за эмоциональными картинками сильнее расширялся. Исследование опубликовано в Biological Psychology.
Считается, что стрессовую реакцию у людей с ПТСР могут вызвать только связанные с их травмой стимулы: например, резкие громкие звуки могут походить на выстрелы и пугать людей, которые получили расстройство в результате участия в боевых действиях. Это предположение, однако, во многом основывается на том, что в большинстве исследований реакцию проверяют именно на заведомо тревожащие стимулы.
При этом понятно, что любое психическое расстройство (тем более такое реактивное, как ПТСР) может менять реакцию на все эмоциональные стимулы. Распознать это изменение может быть не так просто: опять же, если речь идет о ПТСР, то реакция на эмоциональные стимулы, несвязанные с травмой, может проявляться не так ярко, как реакция на триггер.
И все же это изменение можно зарегистрировать — например, с помощью оценки физиологических показателей. В качестве такого маркера Роберт Сноуден (Robert Snowden) из Кардиффского университета и его коллеги решили использовать изменение размера зрачка. За этот процесс отвечает вегетативная нервная система: ее симпатическая часть отвечает за дилататор (мышцу, которая расширяет зрачок), а парасимпатическая часть — за сфинктер (он зрачок сужает). Так как симпатическая нервная система отвечает за стрессовую реакцию организма, а парасимпатическая — за гомеостаз, изменение диаметра зрачка в действительности будет сигнализировать о реакции организма на стрессор. Соответственно, расширение или сужение зрачка сможет указать и на аномальную реакцию на сторонние стимулы, не относящиеся к стрессорам.
Чтобы проверить это предположение, ученые провели эксперимент с участием 20 добровольцев с диагностированным ПТСР, 28 человек, которые пережили травмирующий опыт, но у которых ПТСР не диагностировали, а также 17 участников контрольной группы. Участникам показывали изображения, призванные вызвать различные эмоции (грусть, счастье и страх), а за изменением их зрачков следили с помощью пупиллометра. Ни одна картинка не была связана с травмами участников.
Изначальный размер зрачка не коррелировал с диагнозом участника: и у участников с ПТСР, и у контрольной группы, и у травмированных добровольцев без симптомов расстройства при одинаковом освещении до начала эксперимента диаметр зрачков был примерно одинаковым. Сразу же после предъявления стимула (то есть картинки) зрачки сужались у всех участников, но у участников с ПТСР сужение было менее заметным (p < 0,001), что сигнализирует о нарушенной работе парасимпатической нервной системы. Что касается картинок-стимулов, то эмоциональные картинки в действительности расширяли зрачки всех участников, но у участников с ПТСР при наблюдении за пугающими и счастливыми картинками зрачки расширялись сильнее (p = 0,003), чем у других участников; с грустными картинками такого не происходило.
Авторы работы заключили, что аномальная реакция вегетативной нервной системы (ингибирование парасимпатической системы и активация симпатической системы) при ПТСР характерна не только для триггеров, связанных с самой травмой, но и для всех стимулов, которые могут вызвать сильные эмоции — страх или радость.
Вообще, изменение размера зрачка — это базовая физиологическая реакция на изменение освещения: при попадании на сетчатку яркого света зрачок быстро сужается, а при затемнении — постепенно расширяется. Впрочем, как выяснили ученые прошлой осенью, внешняя стимуляция для этого необязательна: можно просто подумать о ярком или затемненном объекте.
Елизавета Ивтушок