Анализ данных, собранных автоматической межпланетной станцией «Юнона» в ходе пролета мимо крупнейшего спутника Юпитера Ганимеда в конце прошлого года, показал, что водяной лед в его полярных областях имеет аморфную, а не кристаллическую структуру. Предполагается, что за это ответственна магнитосфера Ганимеда, сообщается на сайте Лаборатории реактивного движения NASA.
Ганимед является одним из галилеевых спутников Юпитера, это самый крупный и массивный спутник в Солнечной системе. Он тяжелее Луны в два раза, по размеру немного больше Меркурия и обладает рядом интересных свойств. Это единственный спутник в Солнечной системе, имеющий магнитосферу, за возникновение которой ответственно жидкое ядро. Кроме того, он обладает разреженной атмосферой и ионосферой, его вращение синхронизировано с вращением Юпитера, а поверхность покрыта кратерами и сетью борозд и гребней, что свидетельствует о столкновениях с другими телами и тектонической активностью.
26 декабря 2019 года, в ходе очередного близкого пролета мимо Юпитера, межпланетная станция «Юнона» оказалась в ста тысячах километров от Ганимеда и смогла провести наблюдения за ним в инфракрасном диапазоне при помощи инструмента JIRAM (Jovian Infrared Auroral Mapper), впервые составив карту северного полюса спутника. Обычно JIRAM используется для исследования глубоких слоев облаков на Юпитере, однако он подходит и для изучения спутников Юпитера. Станция в ходе сближения с Ганимедом смогла получить триста изображений его поверхности с разрешением 23 километра на пиксель.
Анализ собранных данных показал, что водяной лед в северной и южной полярных областях Ганимеда имеет аморфную, а не кристаллическую структуру, что свойственно льду в экваториальных областях спутника. Ученые считают, что это связано с магнитосферой Ганимеда, из-за которой заряженные частицы, движущиеся вдоль силовых линий магнитного поля, бомбардируют полярные области спутника, изменяя структуру льда. Подобное явление наблюдается впервые, предполагается, что более подробно разобраться в процессах, ответственных за видимые свойства поверхности крупнейшего спутника Юпитера, сможет межпланетная станция JUICE (JUpiter ICy moons Explorer), запуск которой в космос намечен на июнь 2022 года.
О том, как «Юнона» заглянула в недра газового гиганта можно узнать из нашего материала «Под кожей Юпитера», а полюбоваться полученными ей снимками можно в нашей галерее.
Александр Войтюк
Это может говорить о потенциальной обитаемости экзопланеты
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил доказательства того, что экзопланета K2-18b может быть гикеаном, обладающим водным океаном, а не суперземлей или мини-нептуном. Кроме того, в ее атмосфере нашлись следы биомаркера диметилсульфида, что делает экзопланету интересной целью для изучения с точки зрения потенциальной обитаемости. Статья принята к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters, кратко о работе сообщается на сайте обсерватории. Гикеаны описываются как субнептуны с умеренными температурами, обладающие глобальным водным океаном и обширной атмосферой, богатой водородом. Эти тела могут обладать радиусами 1-2,6 радиуса Земли и массой 1-10 масс Земли и пока что представлены лишь несколькими кандидатами — подтвержденных экзопланет такого типа еще неизвестно. Большой интерес для ученых гикеаны представляют из-за значительно более широкой обитаемой зоны по сравнению с планетами земной группы и удобства потенциальных поисков биомаркеров в атмосферах Группа астрономов во главе с Никку Мадхусудханом (Nikku Madhusudhan) из Кембриджского университета опубликовала результаты спектрометрических наблюдений за атмосферой экзопланеты K2-18b, проведенных при помощи инструментов NIRISS и NIRSpec телескопа «Джеймс Уэбб». Наблюдения велись в диапазоне длин волн 0,9–5,2 микрометра в 2023 году во время двух событий прохождения планеты по диску своей звезды. K2-18b обращается вокруг красного карлика, расположенного в 111 световых годах от Солнца в созвездии Льва, и открыта в 2017 году. Экзопланета попадает в обитаемую зону, обладает массой 8,63 массы Земли, радиусом 2,61 радиуса Земли и равновесной температурой 250–300 кельвинов. В 2019 году в ее атмосфере обнаружили водяной пар. Экзопланета считалась кандидатом в гикеан, скалистую суперземлю или мини-нептун. Исследователи обнаружили в атмосфере K2-18b, богатой водородом, метан и углекислый газ и не нашли аммиака, что согласуется с моделью глобального океана, скрытого под тонкой и холодной атмосферой. Кроме того, они не обнаружили водяной пар, угарный газ и синильную кислоту, хотя установленные верхние пределы их содержания тоже соответствуют предсказаниям модели. В атмосфере субнептуна также обнаружились потенциальные следы диметилсульфида, который рассматривается как биомаркер в виде продукта жизнедеятельности бактерий и фитопланктона. Это тоже говорит в пользу идеи о том, что K2-18b представляет собой гикеан, а не скалистую или богатую летучими веществами планету с обширной водородной атмосферой или скалистую планету с тонкой водородной атмосферой. Однако, что касается потенциальной обитаемости экзопланеты, то она под вопросом, так как факт обнаружения диметилсульфида, его точное содержание и происхождение (биогенное или абиогенное) должны помочь установить будущие наблюдения за K2-18b. Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» нашел толстые слои облаков в атмосфере близкого субнептуна.