«Юнона» обнаружила аморфный лед на полюсах Ганимеда

Анализ данных, собранных автоматической межпланетной станцией «Юнона» в ходе пролета мимо крупнейшего спутника Юпитера Ганимеда в конце прошлого года, показал, что водяной лед в его полярных областях имеет аморфную, а не кристаллическую структуру. Предполагается, что за это ответственна магнитосфера Ганимеда, сообщается на сайте Лаборатории реактивного движения NASA.

Ганимед является одним из галилеевых спутников Юпитера, это самый крупный и массивный спутник в Солнечной системе. Он тяжелее Луны в два раза, по размеру немного больше Меркурия и обладает рядом интересных свойств. Это единственный спутник в Солнечной системе, имеющий магнитосферу, за возникновение которой ответственно жидкое ядро. Кроме того, он обладает разреженной атмосферой и ионосферой, его вращение синхронизировано с вращением Юпитера, а поверхность покрыта кратерами и сетью борозд и гребней, что свидетельствует о столкновениях с другими телами и тектонической активностью.

26 декабря 2019 года, в ходе очередного близкого пролета мимо Юпитера, межпланетная станция «Юнона» оказалась в ста тысячах километров от Ганимеда и смогла провести наблюдения за ним в инфракрасном диапазоне при помощи инструмента JIRAM (Jovian Infrared Auroral Mapper), впервые составив карту северного полюса спутника. Обычно JIRAM используется для исследования глубоких слоев облаков на Юпитере, однако он подходит и для изучения спутников Юпитера. Станция в ходе сближения с Ганимедом смогла получить триста изображений его поверхности с разрешением 23 километра на пиксель.

Анализ собранных данных показал, что водяной лед в северной и южной полярных областях Ганимеда имеет аморфную, а не кристаллическую структуру, что свойственно льду в экваториальных областях спутника. Ученые считают, что это связано с магнитосферой Ганимеда, из-за которой заряженные частицы, движущиеся вдоль силовых линий магнитного поля, бомбардируют полярные области спутника, изменяя структуру льда. Подобное явление наблюдается впервые, предполагается, что более подробно разобраться в процессах, ответственных за видимые свойства поверхности крупнейшего спутника Юпитера, сможет межпланетная станция JUICE (JUpiter ICy moons Explorer), запуск которой в космос намечен на июнь 2022 года.

О том, как  «Юнона» заглянула в недра газового гиганта можно узнать из нашего материала «Под кожей Юпитера», а полюбоваться полученными ей снимками можно в нашей галерее.

«Джеймс Уэбб» отыскал в атмосфере гикеана следы дисульфида