Всероссийский институт авиационных материалов совместно с Фондом перспективных исследований провели в татарстанском авиационном центре «Казанбаш» испытания напечатанного газотурбинного двигателя МГТД-20. Согласно сообщению фонда, для испытаний двигатель установили на легкий беспилотный летательный аппарат А30, разработанный Опытно-конструкторским бюро имени Симонова. Состоявшиеся проверки признаны успешными.
ВИАМ занимается разработкой печатаемого газотурбинного двигателя с 2015 года. За прошедшие пять лет институт в рамках проекта разработал линейку малоразмерных газотурбинных двигателей, изготавливаемых с помощью аддитивных технологий. Линейка представлена силовыми установками, способными развивать тягу до 10, 20, 125 и 150 килограммов-силы (98, 196, 1225 и 1470 ньютонов соответственно). Основной целью проекта был поиск авиационных материалов, пригодных для аддитивных технологий изготовления элементов авиационных и ракетных двигателей.
Летные испытания проходил двигатель МГТД-20, способный развивать тягу до 22 килограммов-силы. Беспилотник, на который его установили, имеет размах крыла 3 метра и максимальную взлетную массу 40 килограммов, включая 10 килограммов полезной нагрузки. В полете аппарат с помощью напечатанного двигателя выполнил полет на высоте до 170 метров и сумел разогнаться до скорости в 154 километра в час. В полете рабочие обороты газотурбинного двигателя составили 58 тысяч в минуту, а максимальные — 101,6 тысячи в минуту.
По оценке разработчиков, благодаря использованию аддитивных технологий время изготовления основных элементов газотурбинных двигателей удалось уменьшить в 20 раз. Серийное производство напечатанных малоразмерных газотурбинных двигателей планируется начать в 2021-2022 году. Ранее сообщалось, что новыми силовыми установками будут оснащаться серийные самолет-мишень «Дань-М» и разведывательный беспилотник «Зеница».
Ранее российская компания «СуперОкс» провела первые испытания электрической двигательной установки, работающей на основе эффекта высокотемпературной сверхпроводимости. Испытания проходила платформа, включающая в себя аккумуляторную батарею, кабель, токоограничивающее устройство и электродвигатель. Проверки прошли успешно. Предполагается, что благодаря эффекту высокотмпературной сверхпроводимости можно добиться коэффициента полезного действия электромотора и питающей его системы 0,98.
Василий Сычёв
Авиастроительный концерн Airbus вместе с компанией CFM International испытает водородный двигатель внутреннего сгорания на A380 — крупнейшем в мире серийном авиалайнере. На самолет установят четыре бака с жидким водородом, модифицированную турбовентиляторную установку GE Passport и систему распределения жидкого водорода. Летные испытания демонстратора начнутся в течение пяти лет.