Изменение климата укоротило гнездовой период финских птиц

С 1975 по 2017 годы гнездовой период финских птиц сократился на 1,7 дня. По мнению орнитологов, это реакция на глобальное изменение климата, благодаря которому птицы начинают размножаться раньше, а инкубация яиц и взросление птенцов у них происходят быстрее. Самые сильные изменения сроков гнездования характерны для оседлых видов и ближних мигрантов. Как отмечается в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, исследование поможет понять, какая судьба ждет различные виды северных птиц при дальнейших изменениях климата.

Живые организмы по всему миру вынуждены приспосабливаться к климатическим изменениям. Одни из них сдвигают ареалы к полюсам или выше по горным склонам, другие отказываются от прежних привычек, а третьи переходят на новые виды корма. Самое сильное давление испытывают обитатели высоких широт с сезонным климатом.

В Финляндии за прошедшие полвека средняя температура воздуха выросла на 0,8-1,6 градусов Цельсия. Команда орнитологов во главе с Марией Хяллфорс (Maria H. Hällfors) из Хельсинкского университета решила выяснить, как это отразилось на размножении местных птиц.

Ученые проанализировали данные о начале и завершении гнездового сезона у 73 видов за 43 года, с 1975 по 2017 год. Эти цифры рассчитали на основе записей о кольцевании птенцов. Пометить молодую птицу кольцом можно лишь после того, как она достигнет определенного размера, так что зная даты кольцевания, можно рассчитать время откладки яиц.

Оказалось, что за четыре десятилетия финские птицы в разных климатических зонах начали откладывать яйца в среднем на 4,6 дня раньше. Окончание сезона размножения также сдвинулось к началу года, причем даже сильнее — на 6,3 дня. В результате общая продолжительность гнездового периода сократилась на 1,7 дня. Впрочем, этот эффект обеспечивался относительно небольшой группой видов: с сокращением сезона размножения столкнулись 23 вида. У пяти видов он, напротив, удлинился, а остальные не показали достоверных тенденций.

Сильнее всего время размножения изменилось у оседлых птиц и ближних мигрантов. К ним относились 20 из 23 видов, у которых гнездовой период стал короче. При этом у птиц, которые за сезон выкармливают больше одного выводка, дата окончания размножения сдвигалась быстрее среднего. Исследователи также отметили, что близкородственные виды реагируют на климатические изменения похожим образом. Например, совы и дрозды активнее сдвигали начало, а чайки, врановые и синицы — конец размножения.

Вывод о сокращении гнездового сезона противоречит предыдущим исследованиям, согласно которым глобальное потепление должно увеличивать продолжительность периода, в течение которого птицы могут размножаться. По мнению авторов, объяснение этого парадокса заключается в том, что благодаря более высоким температурам яйца быстрее инкубируются, а птенцы быстрее растут.

В то же время более быстрая реакция оседлых птиц и ближних мигрантов не оказалась для орнитологов неожиданностью. Принимая решение о начале гнездования, такие виды ориентируются на погоду, что позволяет им более гибко менять время размножения в ответ на изменения климата. Это позволяет синхронизировать начало размножения с пиком ресурсов, например, насекомых, который по мере потепления климата также наступает раньше.

Предполагается, что дальние мигранты хуже справляются с климатическими изменениями, поскольку им труднее сдвинуть начало весеннего перелета и синхронизировать возвращение домой и начало гнездования с меняющимся пиком доступности корма. Однако новое исследование шести видов птиц, которые размножаются в Европе, а зимуют в тропической Африке, ставит эту точку зрения под сомнение. Оказалось, что эти птицы могут достаточно гибко регулировать сроки возвращения, ориентируясь на погоду в местах миграционных остановок.

Попытки бесхвостых амфибий спариться с кем попало начались больше 200 миллионов лет назад