Американские исследователи выяснили, что у пожилых людей, занимающихся тяжелым физическим трудом на последней работе, наблюдаются проблемы в работе памяти. Кроме того, анализ МРТ-данных указал и на уменьшенный размер гиппокампа тех участников исследования, которые испытывали на работе сильные физические перегрузки. Характер связи до конца неясен, но в будущих исследованиях, касающихся когнитивных способностей в старости, необходимо учитывать физические усилия, которые человек тратил на работе, пишут ученые в журнале Frontiers in Human Neuroscience.
Многие страны (в том числе и Россия) выделяют работников тяжелого и вредного физического труда в особую категорию. Предполагается, что работа, требующая большой физической силы, довольно быстро истощает организм, поэтому для работников такой категории предусматривается, например, раннее наступление пенсионного возраста.
Тем не менее, сильный физический стресс на работе (а, с учетом стандартной продолжительности рабочего дня в восемь часов, его может быть довольно много) может сказаться и на когнитивных функциях, но этому вопросу исследователи уделяют гораздо меньше внимания. Исправить это решили ученые под руководством Агнешки Буржинской (Agnieszka Z. Burzynska) из Университета штата Колорадо. В их исследовании приняли участие 70 женщин и 29 мужчин в возрасте от 60 до 79 лет. Исследователи попросили участников подробно рассказать об их самом последнем месте работы, в частности — оценить «физический стресс», который работа приносила: учитывались как физические затраты участников, так и условия, в которых они работали. Также участники предоставили демографические данные, данные о здоровье и заполнили опросник на предмет того, испытывали ли они на своей последней работе психологический стресс.
В качестве задания участникам необходимо было пройти различные тесты на оценку когнитивных функций (эпизодической памяти, величины активного словарного запаса, качества аргументации и скорости восприятия). Также всем участникам провели структурную МРТ головного мозга: в частности, ученые сосредоточились на гиппокампе — важном для работы памяти участке.
Ученые выяснили, что субъективный физический стресс у участников был связан как с размером гиппокампа (p = 0,031), так и с результатами тестов на работу памяти (p = 0,018): у тех, кто испытывал больше стресса, память была хуже, а гиппокамп — меньше. Интересно, что с другими факторами ни размер гиппокампа, ни качество памяти ни коррелировали. Кроме того, связь осталась даже тогда, когда исследователи исключали из модели физический стресс вне работы и общий уровень стресса — опять же субъективный.
Разумеется, исследователи не делают никаких выводов о том, что именно тяжелый труд и физический стресс приводят к тому, что гиппокамп уменьшается: а память — ухудшается: обнаруженную связь они называют двусторонней; также они не исключают, что она, даже будучи просто корреляцией, обусловлена теми побочными переменными, которые в исследовании не учитывались (хотя в целом их было достаточно). Тем не менее, авторы все равно настаивают на том, что в будущих исследованиях изменения когнитивных функций в пожилом возрасте необходимо более полно учитывать опыт на работе, в частности — в рамках затраченных физических сил.
Разумеется, на здоровье может сказаться не только физический труд: в прошлом году ученые, например, выяснили, что тяжелый умственный труд связан с повышенным риском развития диабета второго типа у женщин. В целом, много работать вредно независимо от работы: по крайней мере, работа больше 10 часов в день может повысить риск инсульта.
Елизавета Ивтушок
Принятие решений игроманов оказалось связано с эмоциями
Исследователи из Австралии, США и Японии выяснили, что люди с обсессивно-компульсивным расстройством и люди с игровой зависимостью по-разному учатся на результатах принятых решений. Обе группы хуже обучаются в ситуации, когда награда оказалась меньше предполагаемой, однако у первых это связано с зонами мозга, отвечающими за обучение и подкрепление, а у вторых — с зонами регуляции эмоций. Результаты эксперимента с фМРТ опубликованы в PLOS Biology.