По данным лонгитюдного когортного исследования уровень психического неблагополучия жителей Великобритании повысился во время карантинных мер из-за пандемии коронавируса. Наиболее уязвимыми группами оказались молодые люди, женщины и те, кто живет с детьми. Статья опубликована в журнале The Lancet.
Пандемия COVID-19 повлияла даже на тех, кто не заразился коронавирусом. По всему миру люди оставались в изоляции, теряли работу, меняли свой образ жизни, тревожились за себя и своих близких. Ученые предполагают, что ситуация плохо сказалась на психическом здоровье людей — так, по результатам исследования, в Америке в апреле 2020 года уровень стресса был выше, чем в 2018 году. Однако масштабных исследований с надежными показателями психического состояния и возможностью сравнить результаты с динамикой до пандемии пока не появилось.
Исследователи из Великобритании под руководством Салли Макманус (Sally McManus) из Национального центра социальных исследований и Кэтрин Абель (Kathryn Abel) из Манчестерского университета проанализировали данные лонгитюдного когортного исследования британских домохозяйств. В этом проекте с 2009 года принимает участие более 40 тысяч семей.
В Великобритании карантинные меры ввели 23 марта 2020 года, а в апреле членам семей, которые участвовали в предыдущих двух волнах лонгитюдного проекта, предложили участвовать в онлайн-опросе. Согласившиеся добровольцы старше 16 лет (больше 15 тысяч человек) между 15 и 30 апреля заполнили опросник общего здоровья, предназначенный для диагностики психического здоровья. Результаты сравнивали с данными трех предыдущих волн исследования, которые проводили в 2014-2019 годах (в группу сравнения включили около 53 тысяч человек).
Для начала ученые оценили абсолютные значения результатов опроса, которые отражают уровень психического неблагополучия. В апреле 2020 года показатель был выше у женщин, чем у мужчин, у молодых людей (16-24 года), чем у пожилых (больше 70 лет), азиатов, чем белых британцев и жителей больших городов (особенно Лондона).
Социоэкономические и социальные показатели (их определили по результатам предыдущих волн исследования) тоже коррелировали с психическим дискомфортом. Уровень стресса был выше у людей с низком доходом и безработных, одиноких участников (не живущих с партнером), тех, кто живет с маленькими детьми, и людей с различными заболеваниями.
У 27 процентов участников в целом и у 44 процентов молодых женщин в апреле результат опросника превышал порог клинически значимого уровня психического неблагополучия. Это не приравнивается к клиническому диагнозу (нельзя утверждать, что четверть населения Великобритании нуждается в психиатрической помощи), но является тревожным знаком — в 2018 году порог превысили ответы 18 процентов респондентов и 32 процентов молодых женщин.
По сравнению с предыдущими годами в 2020 уровень психического неблагополучия был выше; важно, что он оказался больше, чем можно было ожидать исходя из тренда последних лет. Статистически значимо уровень психического дискомфорта усилился у молодых людей (p < 0,0001), у женщин (но не мужчин; p < 0,0001) и тех, кто живет с детьми (особенно дошкольного возраста; p = 0,0003). Интересно, что по сравнению с трендом предыдущих лет безработные не стали чувствовать себя неувереннее, зато у работающих людей стресс усилился. Возможно, это связано со страхом потерять работу, необходимостью работать из дома или риском заражения на работе.
Авторы отмечают, что на результаты опроса могла повлиять его форма: в предыдущие годы участники заполняли форму в присутствии интервьюера, а во время пандемии ответы регистрировали онлайн. Кроме того, в исследовании по очевидным причинам не было контрольной группы, ведь нет людей, кого бы пандемия не затронула. Тем не менее, быстрота и сила изменений дает ученым основания считать вирус основной причиной ухудшения психического здоровья британцев.
Существует и свидетельство непосредственного влияния коронавируса на мозг человека: у женщины с COVID-19 на раннем этапе заболевания изменился сигнал от коры больших полушарий — возможно, это объясняет некоторые симптомы болезни.
Алиса Бахарева
Дети до пяти лет чаще всего болели астмой и атопическим дерматитом
Коллаборация по изучению глобального бремени болезней подсчитала, что общемировое число случаев иммуноопосредованных воспалительных заболеваний (ИОВЗ) в 2019 году составило более 67,5 миллиона, а стандартизированная по возрасту глобальная заболеваемость — 908,69 на 100 000 населения. Анализ опубликован в журнале The Lancet.