Психологи проанализировали результаты нескольких исследований бисексуальности у мужчин и подтвердили, что их сексуальная ориентация не дискретна: существуют мужчины, которых в разной степени возбуждают люди разного пола. Тем не менее, большинство добровольцев больше склонялось к одному из полов — похоже, что мужчин, которых в равной степени возбуждают как мужчины, так и женщины, существует немного. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Некоторые скептики сомневаются в существовании (или, по крайней мере, распространенности) бисексуальности у мужчин. По их мнению, моносексуальные мужчины могут заявлять, что их привлекают как мужчины, так и женщины, по разным причинам. Например, скептики считают, что гомосексуалы могут называть себя бисексуалами и вступать в интимные отношения с женщинами из-за социального давления, которое благоприятствует гетеросексуальности.
В ответ сомневающимся сексолог Альфред Кинси заявил, что людей нельзя разделить на две непересекающиеся группы и что сексуальность — это протяженная шкала. Ученый разработал шкалу сексуальной ориентации, в которой ноль и шесть — строгая гетеро- и гомосексуальность, а три — «чистая» бисексуальность, при которой человека одинаково возбуждают как мужчины, так и женщины.
Самый распространенный метод в сексологии, на основе которого людей располагают по шкале Кинси — субъективная оценка собственной ориентации. Надежных способов экспериментально проверить самоотчет немного, но они есть. Один из удобных инструментов — тензометрический датчик вокруг полового члена, который измеряет величину деформации пениса — и степень возбуждения мужчины. Тут необходимо отметить, что для мужчин сексуальное влечение (возбуждение) к мужчинам и женщинам считают эквивалентным сексуальной ориентации, но для женщин все не так просто — в лабораторных условиях их одинаково возбуждают как мужчины, так и женщины.
Несмотря на существование надежного физиологичного метода, исследований сексуальности мужчин с его использованием немного, их проводили на небольших выборках, а результаты получались противоречивыми. Психологи из Великобритании и США под руководством Майкла Бэйли (Michael Bailey) из Северо-Западного университета объединили результаты предыдущих исследований бисексуальности мужчин — получилась выборка из 606 человек. В использованных работах проверяли, соответствует ли распределение добровольцев по шкале Кинси возбуждению на различные стимулы (мужчин или женщин) согласно самоотчету или уровню эрекции.
Ученые не просто собрали данные исследований, но и применили к ним другой статистический метод. Дело в том, что в предыдущих работах U-образную кривую распределения по шкале Кинси описывали квадратичной функцией, что может давать некорректный результат. Теперь же исследователи проверили U-образность распределения с помощью теста Симонсона, в котором каждая ветвь кривой описывается отдельной функцией.
Соотношение возбуждения к мужчинам и женщинам как по субъективной, так и по физиологической оценке, совпадало со шкалой Кинси: разница между возбуждением к мужчинам и женщинам коррелировала со значениями шкалы (p < 0,0001), была максимальна у гетеро- и гомосексуалов (значения ноль и шесть) и плавно менялась между остальными группами. Однако этот анализ еще не доказывает правомочность распределения Кинси, ведь если бы на самом деле существовало только две группы (гетеро- и гомосексуалы), их смешение в разных пропорциях могло бы давать те же результаты. Иными словами, усредненные между тремя гомо- и одним гетеросексуалом значения неотличимы от показателей четырех бисексуальных мужчин, занимающих положение четыре на шкале Кинси.
Тогда исследователи предложили два индивидуальных критерия бисексуальности. Согласно первому, возбуждение по отношению к менее возбуждающему полу (его обозначили как «минимальное возбуждение») у бисексуального мужчины должно быть сильнее, чем минимальное возбуждение у моносексуала. То есть, если бисексуал больше возбуждается к мужчинам, то возбуждение к женщине у него сильнее, чем у гомосексуала. По второму критерию, разница между возбуждением к разным полам («разница возбуждений») у бисексуалов меньше, чем у моносексуалов.
Статистический анализ показал, что для обоих названных показателей кривая имеет U-образную форму и меняет знак своего уклона. По физиологическому возбуждению наиболее бисексуальными оказались мужчины, которые определяли себя во вторую категорию на шкале Кинси. По субъективной же оценке самое высокое минимальное возбуждение и низкая разница возбуждений была у «тройки» по шкале Кинси.
Тем не менее, у бисексуалов уровень возбуждения к одному из полов в среднем был в 2,6 раза больше, чем ко второму (у моносексуалов — в 10 раз). Значит, некоторое предпочтение пола существует в большинстве случаев, и, вероятно, истинно бисексуальных мужчин (которых в равной степени возбуждают как мужчины, так и женщины) существует немного. В целом же результаты подтверждают представление Кинси о недискретности сексуальной ориентации — существуют мужчины с разным уровнем возбуждения к одному и другому полу.
В 2017 году ученые провели опрос об удовлетворенности отношениями среди британцев и австралийцев с разной сексуальной ориентацией. Оказалось, что гомосексуалы и гетеросексуалы одинаково счастливы в отношениях, а вот уровень семейного благополучия бисексуалов был относительно низким.
Алиса Бахарева