Ученые выяснили, что две стороны палестино-израильского конфликта — израильские евреи и палестницы, живущие в секторе Газа и на западном берегу Иордана, — по-разному воспринимают концепцию мира. И те и другие примерно одинаково часто интерпретировали мир как прекращение войны, но израильтяне также чаще связывали его с установлением гармоничных дружеских отношений, а вот палестинцы — с достижением справедливости. Понятие мира для каждого участника конфликта связано с его преимуществом в этом конфликте и тем, какой выход он видит из положения, заключают ученые в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.
У понятия мира (речь идет о значении спокойствия и отсутствия вражды) есть три отдельных интерпретации в зависимости от того, какие термины используются для его объяснения. В первом, «позитивном», понимании мир — это установление дружеских взаимоотношений между участниками конфликта; второе понимание — «негативное»: согласно ему, мир — это прекращение войны и кровопролития. Наконец, третьей, «нейтральной» (или, как его чаще называют, — «структурной») интерпретации — это мир как установление справедливости.
Три этих интерпретации, пусть и разные, не взаимоисключающие: для любого человека мир может быть как одним или вторым, так и третьим (разумеется, если сама лексема «мир» и означающее его понятие в языке их поддерживают). Интерпретация, однако, может меняться в зависимости от восприятия и внешних факторов: проще говоря, для одного и того же человека мир, в зависимости от ситуации, в которой он должен быть налажен, может быть как условно негативным, так и позитивным.
Фактором, который влияет на выбор первичного понимания мира, может быть военный конфликт, в особенности — если силы двух сторон (например, с точки зрения внешней поддержки или территориальной собственности) не равны. Хороший пример — палестино-израильский конфликт, в рамках которого два государства — Израиль и частично признанная Палестина — с середины XX века пытаются поделить две территории: западный берег реки Иордан и сектор Газа. В этом конфликте преимуществ (военных, правовых и территориальных) больше у Израиля; Палестина, тем временем, в более неблагоприятном положении.
Участники конфликта, сторонние страны и политологи видят два основных пути решения конфликта: разделение спорной территории и признание Палестины всеми и совместное владение территорией и объединение израильтян и палестинцев («одно государство для двух народов»). На сегодняшний день большинство жителей обоих государств склоняются к первому варианту, но и у второго есть сторонники.
Одед Адоми Лешем (Oded Adomi Leshem) и Эран Халперин (Eran Halperin) из Еврейского университета в Иерусалиме предположили, что граждане Израиля и Палестины по-разному понимают мир в зависимости от того, на какой стороне конфликта находятся и какой позиции придерживаются относительно урегулирования конфликта. Для этого они провели опрос, в котором приняли участие 500 евреев, живущих в Израиле, и 500 палестинцев, живущих на западном берегу Иордана и в секторе Газа. Опрос проходил в начале августа 2017 года — тогда, по словам авторов работы, между государствами была сравнительно спокойная атмосфера.
Каждого участника попросили по шкале от 1 до 5 оценить, насколько с понятием мира связаны девять других понятий: справедливость, отсутствие войны, гармония, свобода, отсутствие кровопролития, партнерство, жизнь, равенство и соглашение. Каждое понятие было связано с одной интерпретацией мира: в зависимости от того, как участники оценивают близость мира и каждого из понятий, ученые определяли ведущее его определение. Кроме того, исследователи также собрали демографические данные добровольцев и расспросили их о том, что они думают по поводу урегулирования конфликта.
Большинство палестинцев и израильтян (69 и 73 процента соответственно) отдавали предпочтение миру как окончанию войны — то есть его негативной интерпретации. При этом мнения по поводу двух других интерпретаций, позитивной и структурный, разделились: в позитивном ключе мир интерпретировали 43 процента израильтян и 32 процента палестинцев, а в структурном — 23 процента израильтян и 52 процента палестинцев.
Интерпретация мира также коррелировала и с тем, какого мнения участники придерживались относительно палестино-израильского конфликта. Так, независимо от национальности, участники, поддерживающие решение об «одном государстве для двух народов», чаще (p = 0,04) интерпретировали мир в позитивном, а не негативном ключе, а вот сторонники «двух государств для двух народов» предпочитают рассматривать мир в структурном, а не в негативном ключе (p = 0,03).
Таким образом, интерпретация мира двумя сторонами одного и того же конфликта зависела, с одной стороны, от их национальности (а, значит, и от преимущества в самом конфликте), а с другой — от мнения о том, как конфликт должен быть разрешен. Результаты можно наглядно разобрать на примере палестницев: для них мир — это в первую очередь прекращение войны (как, впрочем, и для израильтян), во вторую очередь — установление справедливости и только в третью — формирование дружеских отношений.
Понятно, что Палестина, как ущемленная в правах сторона конфликта, сразу после окончания кровопролития стремится к тому, чтобы восторжествовала справедливость; только в последнюю очередь мир — это про установление с Израилем теплых отношений. Кроме того, если обратить внимание на сторонников концепции «двух государств для двух народов», то и их выбор структурного мира понятен: разделение спорной территории и признание Палестины в действительности выглядит как самое справедливое решение.
От редактора
Авторы про это не пишут, но можно предположить, что в двух переводах использовались слова שָׁלוֹם и سَلاَم («шалом» и «салам» соответственно) — самые частотные переводы слова «мир» на иврит и арабский. Анализ понятия мира у палестинцев и израильтян, поэтому, интересен еще и с лингвистической точки зрения. Дело в том, что оба слова происходят от семитского корня Š-L-M, который означает «безопасный», «неповрежденный», «целый», и имеют один и тот же набор значений. Из объяснения того, почему для палестницев и израильтян «мир» может означать разное, можно полностью исключить языковой фактор: обладая одним и тем же семантическим спектром конкретного слова, они выбирают то значение, которое наиболее близко им в социальном и историческом контексте.
Самой значимой попыткой урегулирования конфликта считаются соглашения, подписанные Осло в 1993 году: согласно им, Палестина (тогда — под руководством Ясира Арафата) признает Израиль, а Израиль, в свою очередь, отдает спорные территории в обмен на мир. Конфликт, однако, тогда улажен не был — и не приблизился к завершению до сих пор.
Елизавета Ивтушок
Его замурованные останки лежат в итальянской пещере
Испанские и итальянские палеоантропологи во главе с Карлосом Лоренсо (Carlos Lorenzo) из Каталонского института палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) и Джорджио Манци (Giorgio Manzi) из Римского университета Ла Сапиенца впервые описали строение полости носа архаичного человека из памятника Ламалунга. Они проанализировали цифровую модель части черепа раннего неандертальца, построенной по высококачественным фотографиям и снятым с помощью зондов видео, так как останки этого индивида до сих пор замурованы в натечные образования в итальянской пещере. Исследователи пришли к выводу, что носовая полость этого индивида мало чем отличалась от таковой у людей современного анатомического типа. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, по крайней мере у популяции ранних неандертальцев, к которой принадлежал индивид из окрестностей Альтамуры, отсутствовали адаптации носа к условиям европейского холодного климата, которые гипотетически предполагались для «классических» неандертальцев.