NASA объявило победителей конкурса «Дорогая, я уменьшил полезную нагрузку NASA», в котором участникам предлагалось разработать миниатюрные инструменты для исследования Луны. Первое место заняли рентгеновский спектрометр компании SunSlicer и детектор молекул водорода от Puli Space Technologies, сообщается на сайте аэрокосмического агентства.
Современные луноходы, как правило, тяжелые и требуют большого количества энергии. Хорошей альтернативой им могут стать более компактные исследовательские платформы, однако для их создания необходимо разработать компактные инструменты. В апреле аэрокосмическое агентство NASA объявило конкурс «Дорогая, я уменьшил полезную нагрузку NASA» («Honey, I Shrunk the NASA Payload»), в рамках которого участникам предлагалось придумать дизайн прибора для исследования Луны по размерам сравнимого с куском мыла — 10×10×5 сантиметров — и весом не более 0,4 килограмма.
14 июля NASA на своем сайте опубликовало список победителей и призеров. Соревнования шли в двух категориях «Лунный ресурсный потенциал» (Lunar Resource Potential) и «Лунная среда» (Lunar Environment). Первая категория включала миниатюрные устройства для исследования поверхности Луны, которые выявляют минералы, летучие вещества и другие элементы, а также ищут ресурсы, которые могли бы поддержать будущих астронавтов — например, воду. Ее победителем стала компания Puli Space Technologies, создавшая детектор для поиска и картографирования водорода и, следовательно, всех водородсодержащих летучих веществ, таких как водяной лед, в реголите. Он работает на основе сенсоров, которые регистрируют отраженное от поверхности космическое излучение.
Первое место в категории «Лунная среда», которая включала проекты, сосредоточеные на изучении радиационной обстановки на Луне и активности Солнца. заняла компания Sun Slicer за разработку рентгеновского спектрометра и встроенной камеры, адаптированных для суровых условий спутника Земли. Он проведет исследования гелиосферы, измерив активные области Солнца с угловым разрешением, как минимум, в 20 раз выше, чем спутники, получающие похожие прямые рентгеновские изображения. Также Sun Slicer будет следить за уровнем излучения на Луне и служить прототипом компактного рентгеновского монитора безопасности для находящихся на месте космонавтов. Его адаптированная версия может быть использована для нужд космонавтов в 2024 году во время миссии «Артемида».
Каждая команда получила по 30 тысяч долларов США. В будущем разработки смогут быть использованы в 2024 году во время отправки людей на Луну рамках миссии «Артемида». Программа позволит опробовать технологии перед более дальним путешествием — пилотируемым полетом на Марс.
В прошлом году специалисты NASA завершили сборку пилотируемого модуля космического корабля Orion и начали подготавливать его к соединению со служебным модулем, изготовленным ESA. Объединенный корабль, состоящий из двух модулей, отправится в беспилотную миссию «Артемида-1», в рамках которой он выйдет на окололунную орбиту, а затем вернется на Землю.
Кристина Уласович
Сверху на ускоритель установили переходный отсек с теплозащитным экраном
SpaceX показала модернизированный ускоритель Super Heavy B9 с установленным на его вершине переходным отсеком, который предназначен для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, сообщает издание space.com. Компания продолжает подготовку ко второму испытательному запуску ракеты Starship, точная дата которого пока еще не определена. Первый испытательный полет, в котором двухступенчатая система Starship, состоящая из прототипов ускорителя Super Heavy B7 и корабля Starship S24, достигла высоты 39 километров, состоялся 20 апреля 2023 года. Стартовав с площадки космодрома Starbase в штате Техас, ракета начала набирать высоту, несмотря на последовательное отключение нескольких двигателей из 33 установленных на ускорителе. Однако к моменту разделения ступеней началось неконтролируемое вращение и Starship был подорван системой прекращения полета (подробнее об этом запуске можно прочитать в материале «Она рванула»). После анализа собранных во время первого полета данных инженеры SpaceX решили изменить схему расстыковки первой и второй ступеней, изменив ее на «горячую». Это означает, что двигатели корабля Starship включатся, когда он будет еще находиться на ускорителе. Поэтому для защиты на вершину Super Heavy установили дополнительный небольшой переходный отсек с тепловым экраном и множеством сквозных отверстий по периметру — через них будет осуществляться газоотведение от включившихся двигателей корабля. Фотографии переходного отсека, установленного на вершину ускорителя B9, были недавно опубликованы в twitter-аккаунте компании. Кроме этого, по словам главного инженера SpaceX в конструкцию нового прототипа ускорителя было внесено более 1000 изменений по сравнению с предыдущей версией. Изменениям подвергся и стартовый стол, серьезно пострадавший во время первого запуска — тогда под ним образовался глубокий кратер. Чтобы предотвратить подобное в будущем, под стартовым столом установили стальную плиту со множеством отверстий, через которые во время запуска распыляется большое количество воды. Работа водяной системы напоминает направленный вверх душ. После предварительного тестирования ее впервые задействовали во время огневого испытания двигателей первой ступени 6 августа. Дата второго полета, в котором помимо ускорителя B9 примет участие прототип корабля Starship S25, пока не известна. Помимо технической готовности, SpaceX необходимо будет еще получить разрешение государственного регулятора, которому компания недавно передала заключительный отчет о первом испытании. Тем временем российская автоматическая станция «Луна-25», стартовавшая с космодрома Восточный 11 августа, успешно вышла на окололунную орбиту и прислала первый снимок лунной поверхности. Однако затем она не смогла выполнить маневр перехода на предпосадочную окололунную орбиту. На орбите Луны также находится индийская станция «Чандраян-3», от которой недавно отделился спускаемый лунный модуль. Оба аппарата в скором времени должны совершить посадку в южном приполярном регионе Луны.