Добровольцы помогли найти два уникальных коричневых карлика

Гражданские ученые из проекта «Backyard Worlds: Planet 9» помогли астрономам найти два уникальных коричневых карлика. Тела оказались самыми похожими на планеты звездоподобными объектами, которые когда-либо наблюдались среди старейшего звездного населения Млечного Пути. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Проект гражданской науки «Backyard Worlds: Planet 9», поддерживаемый NASA, стартовал в феврале 2017 года на портале Zooniverse. Его цель заключается в поиске коричневых карликов и маломассивных звезд в ближайших окрестностях Солнечной системы, а также неуловимой Девятой планеты, существование которой было предсказано в 2016 году Константином Батыгиным и Майклом Брауном. Предполагается, что ее масса может быть равна 5–10 масс Земли, а находится она в 300–1000 астрономических единицах от Солнца. Гражданские ученые, участвующие в проекте, работают с архивом инфракрасных изображений космического телескопа WISE, пытаясь обнаружить на них ранее неизвестные объекты.

Группа астрономов во главе с Адамом Шнайдером (Adam Schneider) из Университета штата Аризона сообщает об открытии в рамках проекта двух коричневых карликов WISEA 0414−5854 и WISEA 1810−1010 с необычными характеристиками. Первоначально отыскать их на снимках телескопа WISE помогли добровольцы, после чего объекты подверглись изучению при помощи спектрометра NIRES (Near-Infrared Echellette Spectrometer), установленного на одном из телескопов Кека, спектрографа FIRE (Folded-port Infrared Echellette), установленного на одном из Магеллановых телескопов, и инструмента TripleSpec, установленного на телескопе Паломарской обсерватории.

Оказалось, что новые объекты являются первыми известными экстремальными субкарликами Т-типа. Их массы находятся в диапазоне 0,075−0,08 массы Солнца, возраст оценивается в десять миллиардов лет, а эффективная температура — в 1300 кельвинов. Расстояние от Солнца до WISEA 1810−1010 и WISEA 0414−5854 оценивается в 14−67 и 52–94 парсек, соответственно, оба они характеризуются малой металличностью ([Fe/H]≤ -1). Благодаря их характеристикам, эти два объекта можно считать самыми похожими на планеты коричневыми карликами, которые когда-либо наблюдались среди старейшего звездного населения Млечного Пути. Их дальнейшее изучение позволит понять распространенность подобных объектов и их эволюцию.

Исследования коричневых карликов помогают узнать о них много нового, в частности удалось выяснить, что ветра на них гораздо сильнее тех, что бушуют на Юпитере, а в атмосферах карликов существуют слои облаков.

Астрономы отыскали двух кандидатов в спиральные галактики с полярными кольцами