Гравитационный маневр у Венеры поможет значительно сэкономить топливо при полете на Марс, а также сократить длительность миссий, сообщают исследователи в докладе, подготовленном для Planetary Science and Astrobiology Decadal Survey 2023-2032. Кроме того, это позволит упростить изучение Венеры, позволив космонавтам контролировать отправленные к ней космические аппараты в режиме реального времени.
Гравитационные маневры часто используются для разгона автоматических межпланетных станций, отправляемых к отдаленным объектам Солнечной системы. Без них многие современные миссии просто неосуществимы, так как гравитационные потери при полете в космос просто огромны. Чтобы с низкой околоземной орбиты (для ее достижения надо развить скорость 8 километров в секунду) добраться до Марса по гомановской траектории, надо разогнаться до 3,5 километра в секунду, а чтобы долететь до Юпитера — уже 6 километров в секунду. При этом по формуле Циолковского, каждые 3 километра в секунду дополнительного разгона втрое увеличивают стартовую массу космической системы.
С учетом того, что для космических полетов сегодня, как и шесть десятилетий назад, используются химические двигатели (что накладывает ограничения на количество энергии, которое можно из них извлечь), в конечном итоге полезная нагрузка при дальних полетах составляет лишь несколько процентов от выведенной на орбиту массы, а та, в свою очередь, лишь несколько процентов стартовой массы ракеты.
Именно поэтому инженеры для экономии топлива используют гравитацию других массивных небесных тел. Например, аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2» использовали гравитационные маневры у Юпитера и Сатурна, а «Розетта» выполнила четыре маневра у Земли и Марса. Теперь же ученые предлагают использовать для полета на Красную планету гравитацию Венеры.
Группа физиков и инженеров под руководством Ноама Изенберга (Noam. R. Izenberg) из Университета Джонса Хопкинса расчитала, что полет через Венеру будет гораздо более удобен, чем полет к Марсу напрямую, для которого необходимо, чтобы Земля подошла к Красной планете максимально близко (это называется противостоянием), что случается лишь раз в 26 месяцев. В случае гравитационного маневра у Венеры, противостояние планет будет происходить каждые 19 месяцев, что позволит отправлять миссии на Марс чаще.
Кроме того, будет накладываться меньше ограничений на длительность миссий. При классическом сценарии ожидание подходящего для полета времени может занять до полутора лет, в то время как при использовании гравитационного маневра космонавты гипотетически смогут вернуться уже через месяц (если они будут во время полета туда и обратно совершать только один маневр, а не два). Несмотря на то, что сам полет через Венеру продлится дольше — но все равно меньше года — он позволит сократить общее время марсианских миссий и расход топлива.
Также гравитационный маневр у Венеры позволит изучить «две планеты по цене одной». Если вместе с экипажем в полет отправятся научные аппараты, то исследователи смогут их контролировать без временных задержек, которые могут составлять от 5 до 28 минут при отправке сигнала с Земли. Это позволит ученым принимать решения в реальном временем.
Однако авторы доклада отмечают, что вместе с тем космонавты подвергнутся более сильному воздействию радиации, чем при обычном полете на Марс (за исключением галактического излучения, от которого защищает Солнце). Это важно учитывать при подготовке к миссии.
Сегодня существует несколько проектов по отправке людей на Марс. Наиболее близкие сроки называет компания SpaceX, которая планирует отправить на Марс первую сверхтяжелую ракету BFR в 2024 году, а к 2028 году она намерена развернуть на Марсе полноценную обитаемую базу.
Кристина Уласович
Она сделала это со второй попытки
Ракета ZhuQue-2 китайского стартапа Landspace стала первой метановой ракетой, успешно достигшей околоземной орбиты. Она сделала это во время второго испытательного полета, сообщается на сайте Spacenews.com. В настоящий момент сразу несколько компаний занимаются созданием ракет, которые будут работать на топливной паре «метан—жидкий кислород», например Starship компании SpaceX, Vulcan компании United Launch Alliance, Neutron компании Rocket Lab, свою ракету делает и «Роскосмос». Метан считается более выгодным топливом по сравнению с керосином, больше подходит для многоразовых двигателей и его производство потенциально можно наладить на Марсе. Однако пока что попытки полетов в космос были только у трех метановых ракет: Starship поднимался до 39 километров, после чего взорвался, ракета Terran 1 американской компании Relativity Space не смогла достичь орбиты из-за сбоя двигателей, а ракета ZhuQue-2 китайской частной компании Landspace смогла достичь высоты 400 километров, однако тоже потерпела неудачу из-за сбоя работы второй ступени. Вечером 11 июля 2023 года ZhuQue-2 во второй раз стартовала с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби, после чего ее вторая ступень достигла орбиты, что было подтверждено данными наблюдений Космических сил США, обнаружившими объект на солнечно-синхронной орбите с параметрами 431 на 461 километров и наклонением 97,3 градуса. Ракета не несла никакой полезной нагрузки. Еще один пуск ZhuQue-2 может состояться до конца этого года, ракета способна выводить до шести тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту или до четырех тонн на солнечно-синхронную орбиту. Ранее мы рассказывали о том, как Relativity Space отказалась от ракеты Terran 1 ради более мощной метановой ракеты Terran R.