Чем ближе к дороге, тем ниже видовое разнообразие птиц — по крайней мере, в Великобритании. К такому выводу пришли кембриджские орнитологи, проанализировав данные о 75 видах птиц. Оказалось, что редкие, мелкие и мигрирующие виды стараются не селиться рядом с дорогами. Их место здесь занимают более обычные виды, что обедняет все сообщество. В своей статье для журнала Nature Communications авторы призывают принять меры, которые снизят негативное влияние дорог на природные экосистемы.
Поверхность Земли покрывает более 64 миллионов километров автомобильных дорог. По прогнозам специалистов, в будущем эта цифра будет только расти. Это серьезная угроза для биоразнообразия, ведь дороги — источник шума и загрязнения, а также причина гибели животных под колесами автомобилей. К сожалению, влияние транспортной сети на природные экосистемы изучено недостаточно хорошо. Более того, лишь немногие страны рассматривают дороги как источник опасности для окружающей среды.
В Великобритании дорожная сеть одна из самых густых в мире: 80 процентов территории страны находится менее чем в километре от ближайшей автотрассы.
Команда орнитологов во главе с Софией Кук (Sophia C. Cooke) из Кембриджского университета решила выяснить, как близость автомобильных трасс сказывается на численности 75 видов британских птиц.
Специалисты проанализировали данные о видовом разнообразии птиц, собранные добровольцами в ходе общенациональных учетов в 2012-2014 годах на 2033 участках площадью один квадратный километр. Их сравнили с близостью к дорогам различных типов, расположенных в пределах пяти километров. Авторы учли и другие факторы, которые могли повлиять на птичьи популяции, например, плотность человеческого населения, долю и абсолютную площадь пахотных земель, лесистость, а также температуру воздуха и количество осадков.
Близость дорог повлияла на численность 63 процентов изученных видов птиц. Популяции 53 процентов из них были меньше в местностях с более густой дорожной сетью. При этом, когда в анализе оставили только основные автомагистрали, эта доля выросла до 81 процента. Сильнее других от близости дорог страдали редкие, мелкие и мигрирующие птицы.
Интересно, что некоторые птицы избегали главных автомагистралей, но хорошо себя чувствовали в окрестностях второстепенных. Это указывает, что вокруг дорог может формироваться пограничная среда обитания, благоприятная для отдельных видов, однако вблизи крупных трасс уровень шума и загрязнения настолько высоки, что перевешивают ее преимущества.
Чем ближе к дороге находился участок, тем ниже было видовое разнообразие птиц на нем. При этом их общая численность в окрестностях трасс оставалась высокой за счет замещения чувствительных редких видов (таких, как луговой конек (Anthus pratensis)) более обычными, толерантными к присутствию людей, шуму и другим негативным факторам (среди них, например, обыкновенный снегирь (Pyrrhula pyrrhula)). Иными словами, вокруг дорог сформировались обедненные гомогенные сообщества птиц.
Авторы не обнаружили связей между изменениями численности отдельных видов по всей стране и их способностью селиться рядом с дорогами. Они объясняют это тем, что полноценные учеты численности птиц начались лишь в 1970 годах, а с тех пор протяженность британских дорог выросла менее чем на двадцать пять процентов. Вероятно, спад численности видов, не сумевших приспособиться к близости автотрасс, произошел еще в середине прошлого века.
Исследователи призывают развивать подходы, которые позволят снизить негативный эффект дорог на окружающую среду. В первую очередь это касается шумового загрязнения. Особое внимание следует уделить охраняемым природным территориям: 41 процент их площади в Великобритании находятся в пределах 700 метров от дороги. Результаты анализа важны и для стран, где дорожная сеть продолжает быстро развиваться.
Согласно недавнему исследованию, развитие дорожной сети представляет собой наибольшую угрозу для популяции тигров (Panthera tigris). 24 тысячи километров дорог, построенных в Азии к 2050 году, снизят численность этих хищников на 20 процентов, а также повысят риск браконьерства. Особенно опасен активно развивающийся проект Китая «Один пояс и один путь».
Сергей Коленов