Над Токио взорвался болид

Ночью 2 июля жители Токио заметили яркую вспышку, которая сопровождалась громким взрывом. Предположительно, это был болид диаметром около 1,6 метра, сообщает в Japan Times.

Ежедневно в атмосфере Земли сгорает несколько тысяч метеорных тел, но подавляющее большинство подобных событий случается над океанами и необитаемыми регионами. Кроме того, очень часто вспышки происходят днем, что делает их почти незаметными. При этом наши представления о метеороидах (небесных телах, находящихся по размеру между космической пылью и астероидами) основываются, в основном, на исследованиях фотографий метеоров с магнитудой > −4, полученных за последние 50 лет. На первый взгляд, может показаться, что это долгий промежуток времени, но за несколько десятилетий ученым удалось собрать лишь 800 снимков таких болидов, поэтому фотографии и видео вспышек на небе сегодня продолжает играть важную роль.

Вспышка над Токио произошла около 2:30 ночи по местному времени (или 20:30 1 июля по Москве) и наблюдалось над большей частью японского региона Канто. Как показала запись, сделанная Даичи Фудзи (Daichi Fujii), куратором Городского музея Хирацука в префектуре Канагава, объект двигался с запада на восток.

Вспышка была заметна всего несколько секунд, однако ее успела зарегистрировать одна из инфразвуковых станций Международной системы мониторинга, которая находилась почти в 1150 километрах. Кроме того, вспышку зафиксировала и обсерватория Акено, принадлежащая Токийскому технологическому институту. На основе имеющихся данных Международная метеорная организация рассчитала энергию взрыва, случившегося в четверг ночью — она составила 150 тонн в тротиловом эквиваленте. При предполагаемой скорости 14 километров в секунду и плотности 3000 килограмм на кубический метр, диаметр пролетевшего над Японией небесного тела был равен около 1,6 метра, а масса около 5,5 тонны. Для сравнения, челябинский метеорит, взорвавшийся над Россией в 2013 году, был, вероятно, в 10-20 раз тяжелее.

Кроме того, в твиттере появилось изображение, на котором, по всей видимости, показана высокотемпературная плазма, образовавшаяся при испарении вещества болида во время прохождения через атмосферу.

В исходной версии заметки была допущена опечатка. Предположительная масса болида составляет 5,5 тонны, а не 1,6 тонны. Редакция приносит свои извинения читателям.

Подобные вспышки — не самые редкие явления, хотя люди нечасто слышат сопутствующий взрыв. Зато их, а также другие звуки (например, звуки падения космической пыли), можно уловить с помощью инфразвуковых станций, о которых вы можете узнать в подкасте «Последний крик метеорита». Кстати, в редких случаях болиды удается сопоставить с упавшими на Землю метеоритами — например, японские астрономы выяснили, что яркий болид, который наблюдали жители Японии в конце апреля 2017 года, был фрагментом астероида 2003 YT1.

Астрономы отыскали двух кандидатов в спиральные галактики с полярными кольцами