Американский авиастроительный концерн Boeing решил свернуть серийное производство двухпалубных широкофюзеляжных самолетов Boeing 747, получивших прозвище «Джамбо Джет» (Jumbo Jet, гигантский самолет). Как пишет Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, Boeing, официально не объявлявший о закрытии производства 747-х, перестанет выпускать такие самолеты после поставки последнего из них заказчику. Решение о прекращении производства было принято в связи с небольшим количеством заказов на лайнеры Boeing 747.
В настоящее время Boeing занимается производством лайнеров Boeing 747 в версии B747-8. Концерн располагает заказами на поставку всего 15 таких самолетов в грузовой версии B747-8F, которые он должен исполнить до конца 2022 года. При этом есть вероятность, что некоторые из заказчиков откажутся от покупки самолетов. В частности, от приобретения трех грузовых лайнеров может отказаться российская транспортная компания «Волга-Днепр».
Помимо небольшого количества заказов на «Джамбо Джеты» еще одной причиной для закрытия серийного производства стал отказ авиакомпаний от больших четырех двигательных самолетов, изначально разработанных для перевозки большого числа пассажиров и грузов на значительные расстояния. По этой причине, в частности, в начале прошлого года европейский концерн Airbus решил закрыть серийное производство лайнеров A380, крупнейших в мире пассажирских самолетов.
Boeing 747 был разработан в 1960-х годах и совершил первый полет в 1969 году. Этот самолет, из-за разработки которого Boeing оказался на грани банкротства (на разработку лайнера и его сертификацию были потрачены огромные деньги, но авиакомпании не сразу заинтересовались «Джамбо Джетом», стал первым в мире двухпалубным широкофюзеляжным лайнером. До ввода в эксплуатацию A380 «Джамбо Джет» оставался самым большим и вместительным авиалайнером в мире.
В первую очередь Boeing 747 разрабатывался в качестве самолета, способного перевозить большое количество пассажиров через Атлантику без посадки в промежуточных пунктах. В те годы трансатлантические перелеты были запрещены для двухмоторных самолетов. В общей сложности за всю историю «Джамбо Джета» были собраны и поставлены заказчикам 1557 лайнеров разных версий. Фактически, самолет так и не стал коммерчески успешным. Последний заказ на поставку пассажирской версии Boeing 747 был размещен в 2017 году подразделением Air Force One ВВС США.
Длина «Джамбо Джета» в зависимости от версии составляет от 56,3 до 76,3 метра, а размах крыла — от 59,6 до 68,4 метра. Лайнер имеет максимальную взлетную массу от 317 до 448 тонн. Он способен выполнять полеты на скорости до 933 километров в час на расстояние до 14,3 тысячи километров. Современная пассажирская версия Boeing 747-8 рассчитана на перевозку до 467 пассажиров. В 1991 году Boeing 747 авиакомпании El Al за один полет перевез в Израиль 1122 пассажира. Это была военная операция по вывозу эфиопских евреев в Израиль.
Василий Сычёв
Авиакомпания Swiss покроет все свои 12 самолетов Boeing 777-300ER пленкой AeroSHARK, воспроизводящей акулью плакоидную чешую. Она должна снизить аэродинамическое сопротивление, а значит, сократить потребление топлива и выбросы углекислого газа.