Лесные пожары в Сибири в июне 2020 года побили рекорд 2019 года по эмиссии углекислого газа, а в тундре примерно на 50 километров южнее Северного Ледовитого океана зафиксирован самый северный пожар в истории наблюдений. По словам экспертов в области климатологии и природных пожаров, которые дали комментарии порталу Gizmodo, такая аномальная ситуация может стать обычной в будущем, если не принять дополнительные природоохранные меры.
В Сибири сосредоточено не менее 30 процентов российских лесов — это более 273 миллионов гектаров. Таежные экосистемы играют важнейшую роль в мировой климатической системе, поглощая углерод из атмосферы и надолго выводя его из биогеохимического круговорота. В последние годы эти территории подвергаются разрушительным пожарам: только в 2019 году сгорело более 13 миллионов гектаров леса. В 2020 году пожары в Сибири начались в апреле и не прекращаются до сих пор из-за аномально жаркой погоды.
Марк Паррингтон (Mark Parrington), старший научный сотрудник Европейского центра среднесрочных прогнозов погоды, написал в твиттере, что в июне климатологи зафиксировали исторический рекорд углеродной эмиссии из лесов Сибири. За счет лесных пожаров атмосферу поступило порядка 59 мегатонн углекислого газа — это больше, чем за тот же период 2019 года, который так же характеризовался обильными пожарами, и приблизительно соответствует годовым выбросам с территории Португалии. По словам Паррингтона, учащение пожаров и рост их продолжительности за Северным полярным кругом наблюдался еще с 2015 года, но в 2019 и 2020 году это особенно хорошо видно.
Аннамария Луонго (Annamaria Luongo), эксперт по спутниковой съемке, отметила, что пожары стали охватывать не только тайгу, но и более северную тундру: спутник Sentinel-2 зафиксировал пожар, который вспыхнул примерно в 50 километрах к югу от Северного Ледовитого океана, что сделало его самым северным из когда-либо обнаруженных. Томас Смит (Thomas Smith) заявил, что появление пожаров в тундре можно считать весомым поводом для беспокойства, ведь в этой природной зоне сосредоточены большие запасы углерода в торфяниках и толще многолетнемерзлых пород.
По словам Джессики Маккарти (Jessica McCarty), эксперта по природным пожарам из Университета Майами, горение таких ландшафтов запустит петлю обратной связи с климатической системой планеты: эмиссия углерода повысит температуры воздуха, что приведет к усиленному таяние многолетней мерзлоты, и ситуация 2020 года станет обычной для последующих десятилетий. Чтобы предотвратить катастрофу, уже сейчас требуется значительная модернизация природоохранной политики в мире.
В июне 2020 года мы опросили ведущих российских специалистов в области лесных пожаров и создали материал «Угроза задымления», в котором подробно описали, откуда берутся пожары на территории нашей страны и как за ними следят.
Марина Попова
Ученые связали это со снижением влажности воздуха
Начиная с 2000 года эффективность фотосинтеза на планете перестала расти, хотя этого можно было ожидать на фоне роста концентрации углекислого газа в атмосфере. Растения пяти изученных биомов суши (лесов, лугов, саванн, пахотных земель и кустарников) стали поглощать больше углерода воздуха в период 1982 по 2000 годы: ученые объяснили это краткосрочным эффектом повышения концентрации углекислого газа в воздухе. В дальнейшем процесс замедлился на фоне снижения влажности воздуха, и до 2016 года его интенсивность не росла. Авторы прогнозируют, что в XXI веке роста скорости фотосинтеза ждать не приходится. Исследование опубликовано в журнале Science. Ученые под руководством Ли Фея (Fei Li) из Мичиганского университета исследовали, как менялся фотосинтез в пяти крупных биомах суши с 1982 по 2016 годы. Для этого они использовали спутниковые данные, реанализ и машинное обучение. Оказалось, что ассимиляции углерода растениями росла только до 2000 года (p< 0,001), а затем заметного увеличения уже не происходило (p=0,38). Авторы связали это с тем, что над значительными территориями в изученных биомах воздух стал засушливее, и устьица на листьях стали чаще закрываться, чтобы не допустить потери влаги (и не могли захватывать в это время углекислый газ). Они отметили, что это ставит под вопрос перспективы компенсации антропогенных выбросов парниковых газов с помощью высаживания деревьев. От редактора Исследование уже подверглось критике: Йен Прентис (Iain Colin Prentice) из Имперского колледжа Лондона заявил, что перенос результатов локальных метеорологических измерений на глобальный масштаб сопряжен с большими неопределенностями, которые в исследовании не учитывались. Кевин Гриффин (Kevin Griffin) из Колумбийского университета в Нью-Йорке отметил, что результаты исследования стоит воспринимать скорее не как прямое измерение динамики фотосинтеза, а как прогноз на будущее.