В озере Малави в Танзании нашли очередной вид цихлид. От ранее описанных близких видов он отличается числом зубных рядов, а также необычным способом охоты. Рыба подплывает сверху к самкам других видов цихлид, которые держат во рту икру или мальков, таранит их, у тех от удара изо рта выпадает часть детенышей, и цихлида-охотник их подбирает. За поедание чужого потомства (педофагию) вид назвали Protomelas krampus в честь Крампуса — духа, который, по центральноевропейским поверьям, незадолго до Рождества собирает в мешок непослушных детей и потом либо ест их, либо бросает в море. Исследование опубликовано в European Journal of Taxonomy.
Семейство цихловых рыб (цихлид) очень разнообразно, его представители водятся в теплых пресных водоемах по всему миру. Особенно много видов цихлид в африканских озерах: Малави (только там их насчитывают от 800 до 1000), Танганьика, Виктория и других. Большинство представителей семейства заботится о потомстве, у некоторых самки держат оплодотворенные икринки и мальков во рту. Это обеспечивает некоторую защиту от педофагии — поедания потомства другими рыбами.
Не все цихлиды еще описаны, и их новые виды продолжают обнаруживать. Один такой, из озера Малави, описали бельгийские ихтиологи Катрин Дирикс (Katrien Dierickx) из Королевского музея Центральной Африки и Йос Снукс (Jos Snoeks) из Левенского университета. Впервые рыб этого вида выловили в 1998 году, но подробный анализ их анатомии и морфологии появился только сейчас. Кроме того, в последние годы удалось увидеть некоторые особенности их поведения — а конкретно акты педофагии.
Новый вид отнесли к роду Protomelas из-за полоски темных от меланина клеток, идущей посередине каждого бока вдоль всего туловища. Одно из ключевых отличий этой рыбы от других представителей вида в том, что у нее лишь один внутренний ряд зубов, а у других, например Protomelas spilopterus, их два. Внешние зубы на нижней челюсти заново открытого вида направлены вверх, а у P. spilopterus они наклонены вперед.
Выдающиеся вперед челюсти позволили предположить, что новый вид, как и некоторые другие цихлиды озера Малави (из другого рода — Caprichromis) занимаются педофагией, с размаху ударяя самок других видов, держащих во рту потомство. Поэтому ему дали видовой эпитет krampus: так зовут духа, который, по поверьям жителей Центральной Европы, приходит перед Рождеством, собирает в мешок плохих детей и уносит с собой. Потом, по разным версиям, он съедает их или бросает в море.
В 1989 и 2016 годах ихтиологи наблюдали за поведением рыб, которые, скорее всего, принадлежали к ныне описанному виду. Они увидели, что Protomelas krampus врезаются в чужих самок сверху, в то время как Caprichromis orthognathus подплывают к ним снизу. От удара часть икринок или мальков выпадает изо рта самки, и P. krampus быстро их подбирают, в чем им помогает форма челюстей.
Авторы предполагают, что в роде Protomelas есть еще несколько пока не открытых видов. Некоторые экземпляры P. spilopterus, морфологию которых в рамках этой работы сравнивали с Protomelas krampus, по размерам и форме головы и челюстей отличаются от типичных представителей своего вида. Вероятно, Protomelas spilopterus — это на самом деле несколько видов, а не один.
Африканских цихлид часто изучают в контексте видообразования. В тех озерах, которые никогда не пересыхали, разные виды получились благодаря экологической изоляции (потребности рыб становились все более различными). Так происходило, например, в Масокко. Озеро Малави, откуда происходит и заново описанный вид, в прошлом могло пересыхать и делиться на несколько водоемов, но его тоже часто считают местом экологического (симпатрического) видообразования, а не географического (основанного на физической изоляции особей естественными преградами).
Светлана Ястребова
Это показало агентное моделирование
Биологи из Великобритании, Германии и Индонезии обнаружили, что рацион молодых орангутанов расширяется до взрослого уровня благодаря социальному обучению. Агентная модель, куда исследователи загрузили данные наблюдений за двенадцать лет, показала, что без пристального наблюдения за тем, как едят сородичи, рацион орангутанов к девяти годам оказывается меньше на пять процентов. И очень вероятно, что в эти пять процентов входит наиболее питательная пища, которую трудно добывать. Работа опубликована в Nature Human Behaviour.