Сроки весенней миграции европейских птиц, зимующих в тропической Африке, зависят от погодных условий в местах отдыха по пути на родину. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав данные о перелетах шести видов воробьиных птиц с 1960 по 2014 год. Как отмечают авторы в статье для журнала PNAS, это противоречит идее о том, что сроки путешествий дальних мигрантов закреплены очень жестко и не могут достаточно быстро сдвигаться в ответ на глобальное изменение климата.
В последние годы все большую популярность среди орнитологов набирает идея о том, что сроки размножения птиц из умеренных широт точно синхронизированы с пиком доступности насекомых, необходимых для выкармливания птенцов. Эта адаптация, как предполагается, повышает шансы на успешное выращивание потомства, однако требует от представителей перелетных видов возвращаться к местам гнездования не позже определенного времени.
К сожалению, глобальное изменение климата осложняет эту задачу. По мере роста температур пик численности насекомых сдвигается на все более ранние сроки, так что перелетные птицы опаздывают к нему и хуже справляются с выведением птенцов. Хотя многие их виды в ответ на климатические изменения также начинают прилетать раньше, этот процесс идет недостаточно быстро. Сильнее всего рассинхронизация сказывается на дальних мигрантах. Ряд специалистов даже считает ее основным фактором, который ответствен за сокращение численности перелетных птиц.
Хотя гипотеза о рассинхронизации жизненных циклов птиц и их добычи выглядит логичной, она основана на неочевидном предположении, что сроки начала весеннего перелета у дальних мигрантов в основном определяются внутренними биологическими ритмами и длиной светового дня и слабо зависят от погодных условий. Чтобы проверить, так ли это, команда специалистов во главе с Биргеном Хестом (Birgen Haest) из Швейцарского орнитологического института проанализировала данные о миграциях птиц, собранные с 1960 по 2014 года на немецком острове Гельголанд.
В центре внимания авторов оказались шесть видов воробьиных птиц, которые гнездятся в Европе, а зимуют в Африке южнее Сахары: мухоловка-пеструшка (Ficedula hypoleuca), серая мухоловка (Muscicapa striata), садовая горихвостка (Phoenicurus phoenicurus), пеночка-весничка (Phylloscopus trochilus), серая славка (Sylvia communis) и садовая славка (S. borin). Все они подходят под определение дальних мигрантов. Кроме того, в анализ включили данные о погодных условиях, с которыми эти птицы сталкивались во время пути с зимовок.
Оказалось, что дата прилета исследованных видов в разные годы на 72-86 процентов зависит от погоды в нескольких местах отдыха во время миграций. Птицы меняли сроки и скорость миграций в ответ не на какой-то определенный параметр, а на комбинацию скорости ветра, температуры воздуха и, в меньшей степени, количества осадков. Особенно сильным это влияние было в точках, расположенных перед Сахарой и Средиземным морем, а также сразу после них. Важным фактором также была температура воздуха на последнем участке миграции, в Центральной Европе.
Таким образом, дальние мигранты могут чутко реагировать на погодные условия конкретного сезона и в соответствии с ними корректировать даты возвращения к местам гнездования. Это значит, что гибкость их миграционного поведения недооценивалась, а уязвимость к климатическим изменениям, напротив, переоценивались. По мнению авторов, в наблюдаемом сокращении численности перелетных птиц следует винить не глобальное потепление, а разрушение среды обитания в местах гнездования и на зимовках.
Порой даже зимующие виды птиц не могут найти достаточно корма, чтобы выкормить потомство. Это случается, например, в городах, где мало насекомых. Как обнаружили венгерские орнитологи, исправить положение может дополнительная подкормка.
Сергей Коленов