Загрузка галереи
В сокращении численности испанской популяции красных коршунов обвинили отравления инсектицидами. Как выяснила команда орнитологов, такие случаи происходят достаточно часто, чтобы подорвать благополучие небольших гнездовых группировок. В статье для журнала PNAS исследователи отмечают, что со сходными проблемами сталкиваются тысячи видов по всей планете, однако связать сокращение их численности с конкретным фактором удается нечасто.
Многие дикие животные страдают от отравления пестицидами, ветеринарными препаратами и другими химическими соединениями, которые производят и используют люди. Например, несколько видов индийских грифов оказались на грани вымирания после того, как для лечения коров стали применять противовоспалительное средство диклофенак. А крайне редкие калифорнийские кондоры (Gymnogyps californianus) болеют и умирают, проглотив кусочки свинцовых пуль, которые остаются после охоты.
Впрочем, связать отдельные случаи отравлений с сокращением численности целых видов удается далеко не всегда. Дело в том, что их учет редко ведется систематически и на достаточно большой территории. В результате ученым остается лишь делать предположения, что осложняет природоохранную работу.
Команда орнитологов во главе с Патрицией Матео-Томас (Patricia Mateo-Tomas) из Университета Овьедо решила выяснить, как отравления влияют на благополучие испанской популяции красных коршунов (Milvus milvus). В прошлом эти хищные птицы были широко распространены по Европе и Северной Африке, однако в XX веке повсюду стали редкими. Испания считается одним из главных оплотов вида: здесь гнездится около двух тысяч пар.
Сравнив данные общенациональных учетов численности красных коршунов за 1994 и 2014 годы, исследователи выяснили, что за этот срок количество гнездовых пар в Испании сократилось на 31-43 процента. При этом с 1995 по 2013 годы было зафиксировано 1075 отравлений этих птиц. Токсикологическая экспертиза проводилась для 657 из них. Она выявила, что более чем в 82 процентах случаев коршуны травились двумя высокотоксичными инсектицидами — алдикарбом и карбофураном. В Евросоюзе они запрещены с 2003 и 2007 года соответственно, однако их незаконное использование продолжается — в том числе для убийства бродячих собак и других животных.
Анализ показал, что отравления действительно приводят к сокращению популяции красных коршунов. Чем больше таких случаев происходило в определенной местности, тем быстрее в ней снижалось число гнездящихся пар. Относительно крупные группировки коршунов могли выдерживать это давление и оставаться стабильными, однако небольшие и изолированные быстро вымирали. Авторы полагают, что именно отравление следует считать главным фактором, ответственным за исчезновение вида в Испании.
Загрузка галереи
Интересно, что хорошим индикатором сокращения численности красных коршунов оказалось число случаев отравления собак. Исследователи полагают, что учет подобных инцидентов может показать истинные масштабы незаконного использования ядов, опасных как для домашних, так и для диких животных.
Авторы надеются, что полученные ими данные помогут разработать действенные стратегии по охране красных коршунов в Испании. Кроме того, использованные ими методики можно применять для изучения отравлений других уязвимых видов по всему миру.
Использование пестицидов представляет угрозу не только для птиц, но и для насекомых. Например, для пчел губительны популярные вещества неоникотиноиды. К сожалению, даже их аналоги, которые считаются безопасными для пчел, снижают скорость роста шмелиных колоний.
Сергей Коленов
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.