Отравления сократили численность красных коршунов в Испании

В сокращении численности испанской популяции красных коршунов обвинили отравления инсектицидами. Как выяснила команда орнитологов, такие случаи происходят достаточно часто, чтобы подорвать благополучие небольших гнездовых группировок. В статье для журнала PNAS исследователи отмечают, что со сходными проблемами сталкиваются тысячи видов по всей планете, однако связать сокращение их численности с конкретным фактором удается нечасто.

Многие дикие животные страдают от отравления пестицидами, ветеринарными препаратами и другими химическими соединениями, которые производят и используют люди. Например, несколько видов индийских грифов оказались на грани вымирания после того, как для лечения коров стали применять противовоспалительное средство диклофенак. А крайне редкие калифорнийские кондоры (Gymnogyps californianus) болеют и умирают, проглотив кусочки свинцовых пуль, которые остаются после охоты.

Впрочем, связать отдельные случаи отравлений с сокращением численности целых видов удается далеко не всегда. Дело в том, что их учет редко ведется систематически и на достаточно большой территории. В результате ученым остается лишь делать предположения, что осложняет природоохранную работу.

Команда орнитологов во главе с Патрицией Матео-Томас (Patricia Mateo-Tomas) из Университета Овьедо решила выяснить, как отравления влияют на благополучие испанской популяции красных коршунов (Milvus milvus). В прошлом эти хищные птицы были широко распространены по Европе и Северной Африке, однако в XX веке повсюду стали редкими. Испания считается одним из главных оплотов вида: здесь гнездится около двух тысяч пар.

Сравнив данные общенациональных учетов численности красных коршунов за 1994 и 2014 годы, исследователи выяснили, что за этот срок количество гнездовых пар в Испании сократилось на 31-43 процента. При этом с 1995 по 2013 годы было зафиксировано 1075 отравлений этих птиц. Токсикологическая экспертиза проводилась для 657 из них. Она выявила, что более чем в 82 процентах случаев коршуны травились двумя высокотоксичными инсектицидами — алдикарбом и карбофураном. В Евросоюзе они запрещены с 2003 и 2007 года соответственно, однако их незаконное использование продолжается — в том числе для убийства бродячих собак и других животных.

Анализ показал, что отравления действительно приводят к сокращению популяции красных коршунов. Чем больше таких случаев происходило в определенной местности, тем быстрее в ней снижалось число гнездящихся пар. Относительно крупные группировки коршунов могли выдерживать это давление и оставаться стабильными, однако небольшие и изолированные быстро вымирали. Авторы полагают, что именно отравление следует считать главным фактором, ответственным за исчезновение вида в Испании.

Интересно, что хорошим индикатором сокращения численности красных коршунов оказалось число случаев отравления собак. Исследователи полагают, что учет подобных инцидентов может показать истинные масштабы незаконного использования ядов, опасных как для домашних, так и для диких животных.

Авторы надеются, что полученные ими данные помогут разработать действенные стратегии по охране красных коршунов в Испании. Кроме того, использованные ими методики можно применять для изучения отравлений других уязвимых видов по всему миру.

Использование пестицидов представляет угрозу не только для птиц, но и для насекомых. Например, для пчел губительны популярные вещества неоникотиноиды. К сожалению, даже их аналоги, которые считаются безопасными для пчел, снижают скорость роста шмелиных колоний.

Странного кожана переоткрыли спустя сто лет