Американская компания Boom Supersonic планирует проводить летные испытания демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, выкатка которого планируется на лето этого года, с использованием синтетического топлива. Как пишет Aviation Week, поставками такого горючего займется стартап Prometheus Fuels, недавно заключивший инвестиционное соглашение с автоконцерном BMW.
Синтетическое топливо рассматривается как экологически нейтральное горючее, поскольку оно в процессе сгорания никак не влияет на баланс углекислого газа в атмосфере. Дело в том, что для производства такого топлива используется диоксид углерода.
Prometheus Fuels планирует использовать для производства синтетического топлива углекислый газ, захваченный из атмосферы. Подробности об установке синтеза топлива стартап не раскрывает. В компании лишь заявили, что установки синтеза топлива будут питаться от солнечных и ветряных электростанций.
Обычно в подобных установках для синтеза топлива используется водород, который получается благодаря электролизу воды. Этот водород смешивается с монооксидом углерода, получаемым за счет расщепления углекислого газа, для образования синтез-газа. Синтез-газ уже в специальном реакторе преобразуется в жидкое топливо. Преобразование происходит по процессу Фишера — Тропша.
В Prometheus Fuels заявили, что их синтетическим топливом можно будет полностью заменить углеводородное топливо, а не использовать смеси, как это делается сегодня на испытаниях летательных аппаратов. Совершит ли XB-1 первый полет на синтетическом топливе или оно будет использоваться на более поздних этапах испытаний, пока неизвестно.
Разработка XB-1 ведется с начала 2010-х годов. Технологии, полученные в рамках этого проекта, Boom Supersonic планирует использовать в конструкции перспективного сверхзвукового пассажирского самолета Overture, рассчитанного на перевозку 55-75 пассажиров в зависимости от комплектации. Его планируется запустить в коммерческую эксплуатацию в середине 2020-х годов.
Длина XB-1 составляет 20,7 метра, а размах крыла — 5,2 метра. Расчетная крейсерская скорость нового самолета составляет 2,2 числа Маха, а дальность полета — 1,9 тысячи километров. Максимальная взлетная масса демонстратора составляет 6,1 тонны. Самолет оснащен только двухместной кабиной пилотов.
Ранее датский аэропорт Каструп, работающий в Копенгагене, создал консорциум, который займется производством экологически нейтрального синтетического топлива для наземной аэродромной техники, морских судов и пассажирский самолетов. Планируется, что к 2030 году доля синтетического топлива в общем объеме потребления аэропортом Копенгагена составит по меньшей мере 30 процентов.
Василий Сычёв
Полет проходил в режиме дистанционного управления
Прототип электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace совершил успешный испытательный полет на аэродроме Котсуолд в Англии. В процессе испытания дистанционно управляемый летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой достиг скорости 70 километров в час. Это первый свободный полет прототипа, который до этого поднимался в воздух лишь со страховочными тросами, сообщает Bloomberg. Видео полета опубликовано на YouTube-канале компании. Проект серийного электрического аэротакси был представлен в 2020 году. Это высокоплан с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле размещены четыре балки с электромоторами и воздушными винтами. Передние четыре винта пятилопастные и поворотные, а задние четырехлопастные имеют фиксированное положение. Размах крыла аэротакси 15 метров, а длина — 11 метров. Кабина рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Планируется, что аэротакси сможет пролетать 190 километров на скорости до 320 километров в час. Vertical Aerospace планирует продолжать тесты в рамках подготовки к первому пилотируемому полету. Если все пройдет успешно, то компания надеется пройти сертификацию в 2026 году.