Перспективный электрический пассажирский самолет Alice, разрабатываемый израильской компанией Eviation Aicraft, получит легкую систему охлаждения. Как пишет Flightglobal, эту систему, получившую название MicroVCS (Micro Vapor Cycle System, микросистема парового цикла), разработала американская компания Honeywell Aerospace. Как ожидается, система охлаждения будет установлена на прототип Alice в июле 2020 года в рамках подготовки самолета к первому полету.
Перспективные электрические и гибридные летательные аппараты будут нуждаться в эффективных системах охлаждения, которые смогут не только поддерживать комфортную температуру в салоне, но также отводить тепло от работающих электромоторов, аккумуляторных батарей и бортовой электроники. При этом такие системы должны быть довольно компактными и легкими, поскольку лишний вес будет отрицательно сказываться на грузоподъемности и продолжительности полета электрических летательных аппаратов.
Подробности о конструкции MicroVCS компания Honeywell Aerospace не раскрывает. Разработчики утверждают, что их система получилась существенно легче других систем охлаждения парового цикла, имеет меньшее количество движущихся частей и практически не нуждается в техническом обслуживании на протяжении всего срока эксплуатации.
Типичная система охлаждения подобного типа состоит из расширительного бачка, трубопроводов для хладагента, испарителя и конденсатора. В ней теплоноситель перекачивается по трубопроводам от одного источника тепла к другому, после чего, нагревшись, поступает в испаритель. Там он переходит в паровую фазу, благодаря чему температура теплоносителя немного снижается. Пар затем попадает в конденсатор — своего рода радиатор — где охлаждается и переходит в жидкую фазу. Избыточное тепло с радиатора рассеивается в атмосфере.
Eviation Aircraft впервые обнародовала проект Alice в 2017 году. Самолет получит три электромотора с толкающими воздушными винтами и аккумуляторную батарею достаточной емкости для относительно коротких региональных перелетов. Прототип Alice длиной 12 метров рассчитан на 9 пассажиров, но в будущем разработчики планируют создать 22-местную версию летательного аппарата. Самолет получил удлиненное крыло небольшой стреловидности с размахом 13,5 метра и V-образное хвостовое оперение.
Электромоторы с толкающими воздушными винтами будут установлены по одному на законцовках крыла и в хвостовой части. Максимальная взлетная масса Alice составит 6,4 тонны. Самолет будет оснащен аккумуляторной батареей емкостью 900 киловатт-час массой 3,2 тонны. Предполагается, что первые версии Alice смогут выполнять полеты на расстояние до 560 километров на скорости до 260 узлов. В конце февраля 2019 года к проекту Alice присоединился немецкий концерн Siemens, который занялся разработкой электромоторов и системы распределения энергии для перспективного израильского самолета.
Василий Сычёв
Авиастроительный концерн Airbus вместе с компанией CFM International испытает водородный двигатель внутреннего сгорания на A380 — крупнейшем в мире серийном авиалайнере. На самолет установят четыре бака с жидким водородом, модифицированную турбовентиляторную установку GE Passport и систему распределения жидкого водорода. Летные испытания демонстратора начнутся в течение пяти лет.