Отношение длины указательного пальца к длине безымянного (также известное как пальцевый индекс или 2D/4D) никак не связано с изменением уровня тестостерона во время физической нагрузки у мужчин. Это выяснили польские ученые, которые оценили корреляцию между пальцевым индексом и тестостероном у 93 мужчин: это может означать, что внутриутробное влияние половых гормонов на длину пальцев, скорее всего, нельзя оценивать по уровням половых гормонов во взрослом возрасте. Статья опубликована в журнале Scientific Reports.
Впервые метрику пальцевого индекса 2D/4D (отношение длины указательного пальца к безымянному) ученые описали в 1930 году: тогда на сравнительно репрезентативной выборке (402 мужчины и 218 женщин) удалось показать, что 2D/4D у женщин больше, чем у мужчин. После этого, уже ближе к концу прошлого века и началу этого, эти результаты не раз подтверждали; кроме того, отношение 2D/4D связывали с различными психологическими показателями: так, несколько лет назад ученые показывали, что чем короче указательный палец по отношению к безымянному у мужчины, тем дружелюбнее он относится к женщинам.
Разумеется, вариативности 2D/4D предлагают биологическое объяснение — влияние половых гормонов на плод во время внутриутробного развития: упрощенно, поэтому, пальцевый индекс можно назвать вторичным половым признаком. Впрочем, результаты исследований, проведенных на людях, противоречивы: некоторые работы указывают на то, что пренатальный уровень половых гормонов в действительности влияет на 2D/4D, а вот в некоторых работах такой связи не обнаруживалось.
При этом связь между половыми гормонами и пальцевым индексом может быть не так очевидна: некоторые исследования предполагают, что повышенное внутриутробное воздействие гормонов не приводит к их повышенному уровню во взрослом возрасте, а скорее — к повышенному выделению в определенных ситуациях (например, при физических нагрузках). Другими словами, пальцевый индекс может отражать не концентрацию половых гормонов в организме, а то, как они выделяются, например, при стрессовой реакции.
Впрочем, и здесь результаты противоречивы: в основном — из-за небольших выборок существующих исследований. Марта Коваль (Marta Kowal) из Вроцлавского университета и ее коллеги решили это исправить: в их исследовании приняли участие 93 человека — больше, чем во всех предыдущих исследованиях. У участников измерили отношение 2D/4D на правой и левой руке, а также собрали информацию о возрасте, росте, весе и частоте физических нагрузок.
В качестве задания участникам необходимо было пройти комплексную силовую и кардиотренировку; до и после тренировки у мужчин собрали образцы слюны: помимо тестостерона ученые также измерили уровень кортизола, так как уровни стрессовых и половых гормонов при стрессовой реакции могут быть взаимосвязаны.
Несмотря на то, что уровень тестостерона у мужчин значимо (p < 0,001) вырастал после тренировки, с пальцевым индексом ни левой, ни правой руки его изменение связано не было — также с ним не был связан и изначальный уровень тестостерона до начала тренировки. То же отсутствие корреляции наблюдалось и для других переменных, включая индекс массы тела и возраст. Единственным показателем, который был значимо связан с уровнем тестостерона до тренировки и с его изменением, оказался уровень кортизола (p < 0,001).
Авторы работы, таким образом, не нашли подтверждений тому, что пальцевый индекс 2D:4D как-то коррелирует с изменением тестостерона у мужчин. Это не означает, что уровень влияния половых гормонах при внутриутробном развитии также не влияет на этот показатель, а скорее показывает, что уровень половых гормонах во взрослом возрасте с этим индексом, скорее всего, в действительности не коррелирует — и измерять его может быть бесполезно.
Часто ученые также обращают внимание и на влияние тестостерона на поведение человека. Например, известно, что медикаментозное повышение уровня этого гормона склоняет трейдеров к риску, а мужчин заставляет выбирать более статусные вещи.
Елизавета Ивтушок