Сложные органические молекулы, служащие основными «кирпичиками» белковой жизни, образуются задолго до того, как в холодных облаках газа и пыли формируются первые звезды, сообщают астрономы в статье в The Astrophysical Journal. Открытие противоречит прошлым теориям, которые считали наличие протозвезд необходимым условием для запуска синтеза.
Органические молекулы встречаются в космосе довольно часто: их находят в облаках газа вокруг молодых звезд, в ядрах комет, и даже на спутниках планет Солнечной системы. Тем не менее, астрофизикам до сих пор не ясен точный механизм их образования. Изначально предполагалось, что органические молекулы возникают на покрытых льдом или конденсированными газами частицах космической пыли, под влиянием ультрафиолетового излучения протозвезд и космических лучей. Однако новые результаты говорят о том, что протозвезды не являются необходимым ингредиентом для получения «кирпичиков жизни», и они могут формироваться задолго до них.
Саманта Скибелли (Samantha Scibelli) и Янси Ширли (Yancy Shirley) из Университета Аризоны с помощью 12-метрового телескопа обсерватории Китт-Пик изучали беззвездные ядра в молекулярном облаке Тельца, которое находится на расстоянии 440 световых лет от Земли. Беззвездными ядрами называют плотные сгустки газа и пыли, из которых впоследствии могут сформироваться маломассивные звезды, похожие на наше Солнце. Исследователи искали спектральные следы двух молекул: метанола (CH3OH), одного из самых простых и распространенных органических соединений, и более сложного ацетальдегида (CH3CHO).
Им удалось обнаружить спектральные линии газообразного метанола в каждом из 31 изученных беззвездных ядер. Кроме того, 70 процентов из них содержали помимо метанола ацетальдегид. Авторы работы интерпретируют полученные данные как свидетельство того, что сложные органические молекулы формируются в холодных молекулярных облаках достаточно рано, за сотни тысяч лет до образования звезд и планет. Эти результаты ставят под сомнение прошлые теории, указывая на то, что в основе процесса могут лежать другие механизмы. В будущем Скибелли и Ширли планируют более детально изучить отдельные ядра.
Недавно астрономы впервые обнаружили молекулу кислорода за пределами нашей галактики. Редкую в космосе форму вещества обнаружили в активной галактике Маркарян 231, где находится ближайший к Земле квазар.
Кристина Уласович
Это заметил телескоп VLT
Астрономы при помощи телескопа VLT определили, что за отражательные свойства наблюдавшегося в 2018 году на Нептуне нового темного вихря и сопутствовавшего ему яркого пятна отвечали частицы дымки из одного и того же слоя аэрозолей. Это означает, что свойства антициклонов на планетах-гигантах сильно зависят от положения средней плоскости вихря в атмосфере планеты. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy. Вихри планетарного масштаба представляют собой обычное явление в атмосферах планет-гигантов Солнечной системы. Самый известный пример — гигантский антициклон Большое Красное Пятно на Юпитере, которое наблюдается более трехсот лет. В 1989 году зонд «Вояджер-2» обнаружил на Нептуне еще один крупный ураган, которым стал антициклон Большое Темное Пятно, его размер около десяти тысяч километров. Однако этот вихрь наблюдался всего лишь около семи месяцев, в дальнейшем в атмосфере ледяного гиганта обнаруживались и другие недолговечные темные вихри, как в его северном, так и в южном полушарии. Группа астрономов во главе с Патриком Ирвином (Patrick Irwin) из Оксфордского университета опубликовала результаты анализа данных наблюдений в октябре-ноябре 2019 года, проведенных при помощи спектрографа MUSE, установленного на наземном комплексе телескопов VLT. Наблюдения за атмосферой Нептуна велись в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне. Их целью был обнаруженный в 2018 году темный вихрь NDS-2018 в северном полушарии планеты. Пятно имело такой же размер, как и Большое Темное Пятно, и постепенно сместилось к экватору Нептуна, прежде чем, по-видимому, исчезло в конце 2022 года. Ученые определили, что темная окраска вихря вызвана хромофором, находящимся в слое аэрозолей при давлении более 5–7 бар, содержащим сероводород (H2S). Он, в свою очередь, может подвергаться фотолизу ультрафиолетовым излучением Солнца, поднимаясь, или же фотолиз сероводорода идет в ледяных оболочках частиц дымки, переносимых вниз из стратосферы. В результате частицы в слое становятся менее отражающими излучение с длинами волн короче 700 нанометров. Кроме того, исследователи обнаружили, недолговечное яркое пятно DBS-2019, располагавшееся на юго-западном краю вихря NDS-2018, которое связывается с тем же слоем аэрозолей при давлении в 5 бар. По мнению ученых, эта структура принципиально отличается от ранее наблюдавшихся ярких метановых облаков-спутников Большого Темного Пятна, которые располагались значительно выше в атмосфере Нептуна, при давлении 0,6–0,2 бар. Ранее мы рассказывали о том, как трехслойная модель дымки объяснила разницу в цвете Урана и Нептуна.